Общие положения
1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Образовательный процесс в средней школе №16 г.Мозыря (далее - Школа) строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания.
2. Правила внутреннего распорядка для учащихся Школы (далее - Правила) разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины учащихся, рационального использования ими учебного времени и повышения качества образования.
3. Внутренний распорядок - это регламент (порядок) выполнения учащимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива Школы. Внутренний распорядок для учащихся Школы регулируется настоящими Правилами и другими локальными нормативными правовыми актами Школы.
4. Правила разработаны на основе Законодательства Республики Беларусь, Кодекса об образовании и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в сфере общего среднего образования, а также Устава Школы.
5. Данные Правила обязательны для исполнения всеми учащимися Школы. Администрация, педагогический коллектив Школы могут требовать выполнения, а учащиеся должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.
6. Учащимися Школы являются лица, зачисленные в неё в установленном порядке для обучения и воспитания.
7. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются директором Школы в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
8. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься директором Школы по согласованию с педагогическим советом Школы в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.
Порядок приема, перевода и отчисления учащихся
9. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
10. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
11. Прием в Школу осуществляется без проведения вступительных испытаний с шести лет или более позднего возраста на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей.
12. В Школу имеет право обратиться за получением образования каждый гражданин Республики Беларусь.
13. В первый класс школы принимаются в первую очередь дети, которые проживают на территории микрорайона, закрепленного за Школой решением Мозырского райисполкома.
14. Для приема в первый класс законные представители ребёнка в период с 1 июня по 28 августа подают заявление на имя директора Школы и предоставляют следующие документы:
• копию свидетельства о рождении ребенка;
• справку о состоянии здоровья ребенка.
При устройстве ребенка в Школу родители также предъявляют документ, удостоверяющий их личность.
Решение о зачислении детей в Школу для обучения в первом классе оформляется приказом директора Школы не позднее 31 августа и доводится до сведения их законных представителей.
15. Прием ребенка в Школу в порядке перевода из других общеобразовательных учреждений для обучения в соответствующем классе на I и II ступенях общего среднего образования осуществляется на основании заявления его законных представителей.
Для зачисления в Школу в порядке перевода законные представители учащегося вместе с заявлением на имя директора Школы предоставляют следующие документы:
• личное дело учащегося.
Решение о зачислении учащегося в Школу в порядке перевода для обучения в соответствующем классе оформляется приказом директора Школы не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до сведения законных представителей учащегося.
16. Прием в Школу для обучения в соответствующий класс на III ступени общего среднего образования осуществляется на основании заявления на имя директора Школы и следующих документов:
• личное дело учащегося.
• справки об успеваемости, справки об обучении (академической справки) - для лиц, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования;
17. Решение о зачислении для обучения в соответствующем классе на III ступени общего среднего образования оформляется приказом директора Школы не позднее 31 августа, а для лиц, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования, - не позднее 3 дней со дня подачи заявления, и доводится до сведения их законных представителей.
18. Школа не вправе препятствовать переводу учащихся в другие общеобразовательные учреждения.
19. Учащиеся переводятся в следующий класс решением педагогического совета Школы в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.
Учащиеся, закончившие начальную школу и получившие общее начальное образование, продолжают обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования.
20. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней в течение учебного года по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета Школы.
21. Учащиеся отчисляются из школы:
• в связи с завершением обучения;
• в связи с переводом в другие общеобразовательные учреждения или в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического или среднего специального образования;
• по личному желанию в связи с переходом на самостоятельную форму получения образования;
• за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины и Правил при обучении на III ступени.
21. Решение об отчислении учащихся в связи с завершением обучения и за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины принимается педагогическим советом Школы.
22. Решение педагогического совета школы об отчислении с III ступени общего среднего образования несовершеннолетнего учащегося за неуспеваемость, систематическое нарушение дисциплины и Правил принимается по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних.
23. Решение педагогического совета Школы об отчислении с III ступени общего среднего образования ребенка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей, за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины и Правил принимается по согласованию с управлением образования.
24. Отчисление учащихся из Школы оформляется приказом директора Школы с указанием основания и доводится до законных представителей учащихся, управления образования.
Получение общего среднего образования на дому
25. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
26. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
27. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
28. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
29. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
30. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
31. Экстерн — учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо
в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.
32. Экстернат — процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.
33. Результаты аттестации в порядке экстерната оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо делается запись «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов и запись «не изучал(а)».
34. Решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего).
Аттестация в порядке экстерната проводится государственным учреждением общего среднего образования. Г осударственные учреждения общего среднего образования, которые проводят аттестацию в порядке экстерната, определяются отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
Порядок аттестации в порядке экстерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.
35. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Текущая и промежуточная аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
36. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.
37. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.
38. Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
39. Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
40. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
41. Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
42. Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается
в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.
43. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.
44. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
45. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
46. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.
47. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
48. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
49. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
50. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Основные права обучающихся
51. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
- получение образования в соответствии с образовательными программами;
- перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
- перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
- восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
- обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
- создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
- охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
- бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование
в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
- пользование учебниками и учебными пособиями;
- каникулы;
- получение платных услуг в сфере образования;
- бесплатное пользование библиотекой;
- получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
- поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образова¬тельных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
- участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
Основные обязанности обучающихся
52. Обучающиеся обязаны:
5.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
5.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
5.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
5.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
5.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Пользование учебниками и учебными пособиями
53. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным.
54. Лица, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями учреждениями образования. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:
- лиц с особенностями психофизического развития;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
- обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
- обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
- обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных
в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).
Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.
Обеспечение питанием
55. Школа создаёт необходимые условия для организации питания обучающихся.
56. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством.
57. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
58. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.
59. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Охрана здоровья
60. Школа обеспечивают охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством.
61. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
61.1. оказание медицинской помощи;
61.2. определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;
61.3. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
61.4. организацию оздоровления;
61.5. создание условий для занятий физической культурой и спортом;
61.6. профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и на их территориях.
62. Медицинская помощь обучающимся оказывается в порядке, установленном законодательством.
Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
63. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
63.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
63.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
63.3. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
63.4. оскорбления участников образовательного процесса;
64.5. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
64.6. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
65.7. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
65.8. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
65.9. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
65.10. иных противоправных действий (бездействия).
66. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
67. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность
68. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.
69. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц
с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.
Меры дисциплинарного взыскания
70. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
70.1. замечание;
70.2. выговор;
70.3. отчисление.
71. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
длительное отсутствие (более тридцати дней, без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;
систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:
обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования
обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
72. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
Презумпция невиновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности
73. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным директором.
74. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения
в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответ¬ственности, толкуются в его пользу.
Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности
75. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:
- знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;
- давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;
- быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;
- получить юридическую помощь в соответствии с законодательством;
- ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;
- обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.
Порядок применения мер дисциплинарного взыскания
76. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных
и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государ-ственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников школы, лиц, осуществляющих охрану помещений школы.
77. До применения дисциплинарного взыскания директор обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисциплинарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников школы и (или) обучающихся школы, достигших возраста восемнадцати лет.
78. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.
79. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
80. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления школы соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.
81. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания
к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.
82. Директор вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.
Сроки применения мер дисциплинарного взыскания
83. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику школы), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применено не ранее, чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.
84. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Объявление решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся
85. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания
к обучающемуся оформляется приказом директора, в котором должны содержаться сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел или неосторожность), доказательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.
86. Приказ директора о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех календарных дней. Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисципли¬нарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников школы и (или) обучающихся этой жешколы, достигших возраста восемнадцати лет.
87. В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыскания, не входит время болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске.
88. Школа в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершеннолетнего обучающегося информирует об этом в письменной форме одного из его законных представителей.
89. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.
Обжалование решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся
90. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания
к обучающемуся может быть обжаловано обучающимся (лицом, отчисленным из школы, законным представителем несовершеннолетнего обучающегося, законным представителем несовершеннолетнего лица, отчисленного из школы в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца.
Порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания
91. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет повторно привлечен
к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
92. Директор, применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося.
93. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора школы.
Общие обязанности учащихся
94. Учащиеся Школы обязаны:
• соблюдать законы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, выполнять требования учебных планов и учебных программ;
• заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, быть вежливыми и дисциплинированными, заботиться о репутации Школы;
• достойно вести себя в Школе и за её пределами;
• с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
• охранять природную среду; бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности;
• не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;
• подчиняться решениям педагогического совета, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, приказам и распоряжениям директора Школы и заместителей директора, принятым в переделах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;
• овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, выполнять требования педагогических и иных работников Школы в области, отнесённой Уставом школы и Правилами к их компетенции;
• соблюдать рациональный режим дня и питания, правила личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места ученика, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и.т.д.
95. Иные обязанности учащихся определяются нормативными правовыми актами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, положениями и инструкциями, действующими в школе.
96. Находясь в Школе, учащиеся обязаны придерживаться одежды делового стиля.
Деловой стиль одежды - это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.
Для мальчиков (юношей) в комплект входят пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими или длинными рукавами.
Для девочек (девушек) - пиджак, жилет, юбка, брюки, блузка с короткими или длинными рукавами, сарафан.
В зимнее время в комплекты могут входить трикотажный свитер или жилет.
97. Учащимся категорически запрещается курить, употреблять алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на уроки без уважительных причин, наносить ущерб имуществу Школы и других лиц.
Организация образовательного процесса
98. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами, разрабатываемыми на основе образовательных стандартов общего среднего образования. Структура учебного года включает учебные четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
99. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.
100. Образовательный процесс при обучении на I, II, III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися физкультурно-оздоровительных, спортивно¬массовых и других мероприятий. В IX-XI классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия.
101. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.
Базовый уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.
Повышенный уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.
102. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Уроки в Школе проводятся в одну смену. Ежедневное количество уроков в Школе и их последовательность определяются расписанием уроков, которое составляется с учетом требований Санитарных правил и норм (СанПиН) и утверждается директором Школы по согласованию с профсоюзным комитетом Школы. Все уроки являются обязательными для посещения учащимися соответствующих классов.
103. Учащиеся обязаны являться на урок не позднее, чем за 10 минут до звонка на первый урок, и не позднее, чем со звонком на другие уроки, с выполненным домашним заданием, учебниками, учебными пособиями, тетрадями и другими материалами необходимыми для урока. Верхняя одежда сдается учащимися в гардероб. Первый урок начинается со вторым звонком. Учащимся запрещается покидать учебные помещения до окончания урока без разрешения учителя.
104. Во время урока запрещается пользоваться мобильными телефонами, плейерами и другими предметами, не имеющими отношения к образовательному процессу.
105. В случае отсутствия учителя староста класса обязан поставить в известность администрацию Школы. Учащимся категорически запрещается без разрешения администрации покидать здание Школы во время уроков. Обязательным для посещения являются факультативные занятия «Основы безопасности жизнедеятельности», «Великая Отечественная война советского народа», «Основы выбора профессии».
106. Освобождение учащихся от уроков и обязательных факультативных занятий допускается либо по заявлению его законных представителей, либо для участия в мероприятиях, установленных планом работы Школы, по приказу директора Школы.
107. Факультативные занятия, в том числе стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Школы, по согласованию с профсоюзным комитетом.
Факультативные занятия организуются при наличии письменных заявлений от родителей или других законных представителей учащихся.
Учебные достижения учащихся на факультативных занятиях оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Тетради на факультативных занятиях ведутся учащимися по указанию учителя.
108. Продолжительность уроков и факультативных занятий для II-XI классов составляет 45 минут; для I классов - 35 минут.
В течение уроков и факультативных занятий учащиеся обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ, правила пожарной безопасности, выполнять указания учителя по порядку осуществления учебной деятельности.
109. Продолжительность перерывов между уроками устанавливается расписанием, утвержденным директором Школы. Перерывы используются учащимися для отдыха, питания, повторения учебного материала в соответствиями с требованиями СанПиН.
Во время перерывов в соответствии с приказом директора Школы устанавливается дежурство учащихся по Школе и кабинетам, которое осуществляется с соблюдением требований СанПиН.
110. Учащиеся должны соблюдать требования, установленные нормативными правовыми документами, по оформлению тетрадей, дневников, выполнению устных и письменных классных и домашних работ.
Результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам, а также их поведение оцениваются при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации, отметкой в баллах (за исключением учащихся I-II классов). Аттестация учащихся I-II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах. По требованию учителя учащийся предъявляет для проверки тетрадь и дневник для выставления отметок и внесения замечаний. Учащиеся обязаны еженедельно знакомить своих родителей с записями в дневнике.
111. В выпускных классах базовой и средней школы проводятся экзамены, перечень и форма которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Расписание экзаменов утверждается директором Школы. Учащиеся обязаны являться на выпускной экзамен не позднее, чем за 20 минут до его начала, во время его проведения соблюдать дисциплину и порядок, выполнять задания и готовиться к ответу самостоятельно, использовать только материалы, разрешенные Правилами аттестации учащихся.
112. Все виды работ выполняются учащимися на уроке в соответствии с указаниями учителя, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности.
Учащиеся должны выполнять лабораторные и практические работы на закрепленных за ними учебных местах и не загромождать их посторонними предметами. Переход на другое место без разрешения учителя не допускается. Нахождение учащихся в лаборатории без учителя или лаборанта запрещается. Приступать к выполнению лабораторной и практической работы учащиеся могут только с разрешения учителя. Перед лабораторной и практической работами учащийся обязан изучить методику и требования по их безопасному выполнению.
113. Воспитание учащихся в Школе осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы, утвержденными директором Школы, в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности.
Основной формой организации внеклассной и внешкольной деятельности являются занятия в объединениях по интересам, к которым относятся кружок, секция, студия, мастерская, лаборатория, театр, «школа юных», научное общество и другие.
Объединения по интересам создаются в соответствии с интересами учащихся, пожеланиями их законных представителей, а также с учетом возможностей Школы.
Объединения по интересам формируются на основании заявлений учащихся (их законными представителей) на имя директора Школы с учетом состояния здоровья учащихся.
Деятельность объединений по интересам осуществляется по расписанию, которое утверждается директором Школы.
Во время занятий объединений по интересам учащиеся обязаны соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, использовать только те формы и виды деятельности, которые рекомендованы руководителем объединения по интересам, соблюдать порядок и дисциплину.
114. Для учащихся устанавливаются:
• каникулы на протяжении учебного года, а для учащихся I-II классов - дополнительные каникулы;
• летние каникулы.
Во время каникул учащиеся посещают мероприятия в соответствии с планом организации воспитательной работы на каникулах, утвержденным директором Школы.
115. Запрещается привлекать учащихся Школы без их согласия и (или) без согласия их законных представителей к труду, не предусмотренному учебными планами, учебными и воспитательными программами.
116. Медицинское обслуживание учащихся Школы обеспечивается Прибытковской участковой больницей.
Время и порядок прохождения медицинских осмотров учащихся устанавливается приказом директора Школы по согласованию с главным врачом больницы. Освобождение от уроков учащихся, заболевших в течение учебного дня, согласовывается с дежурным администратором.
117. В середине 1-6 урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, танцев, музыки) под руководством учителя проводятся физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике зрительного утомления.
118. Двигательный режим учащихся обеспечивает система следующих организационных форм физического воспитания:
• уроки физической культуры и здоровья;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня;
• внешкольные формы занятий физической культурой и спортом и внешкольная спортивно-массовая работа в соответствии с планом воспитательной работы Школы, утверждаемым директором;
• самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и в парках.
Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой, согласно рекомендациям врача.
Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к группе специальной медицинской физкультуры (СМГ), проводятся учителем физкультуры по расписанию и являются обязательными для посещения учащимися, зачисленными в эти группы.
119. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача.
Учащиеся допускаются к трудовой деятельности только после прохождения медицинских осмотров и при отсутствии противопоказаний.
Общественно полезный, производительный труд учащихся вовне урочное время проводится не ранее, чем через 30 минут после окончания уроков.
120. Продолжительность непрерывной работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ не должна превышать для детей:
• 6 лет - 10 минут,
• 7-9 лет - 15 минут,
• 10-12 лет - 20 минут,
• 13-14 лет - 25 минут,
• 15-16 лет - 30 минут.
С целью предупреждения переутомления в процессе практической работы на ВДТ, ПЭВМ под руководством учителя проводятся профилактические мероприятия: организованные перерывы (длительность 3 минуты) для проведения физкультминуток, направленных на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности, и гимнастики для глаз.
121 . В Школе организован режим питания учащихся.
При посещении столовой учащиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой.
В Школе организовано горячее питание.
В столовой устанавливается дежурство учащихся и учителей.
Питание учащихся I-IV классов организуется под наблюдением учителей начальных классов, учащихся V-XI классов - под наблюдением дежурного педагогического работника, учителя, проводившего урок, предшествующий питанию учащихся.
Требования к поведению учащихся во время туристических походов, экскурсий
122. Учащийся школы, участвующий в туристическом походе, экскурсии, обязан:
• соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристического похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя туристического похода, экскурсии или его заместителя;
• участвовать в подготовке и проведении туристического похода, экскурсии; в период подготовки к туристическому походу пройти медицинский осмотр, представить руководителю туристической группы оформленную в установленном порядке справку; ознакомиться с особенностями (опасностью туристического похода) и удостоверить полученную информацию своей подписью;
• уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению;
• своевременно информировать руководителя туристического похода, экскурсии или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Правила пользования библиотекой Школы
123. Учащиеся Школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. При записи в библиотеку учащийся знакомится с правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя. При записи в библиотеку учащийся обязан сообщить все необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
124. Книги на дом выдаются учащимся сроком до 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти. Учебная литература выдается учащимся на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
125. Очередная выдача книг из фонда библиотеки учащимся производится только после возврата взятых ими ранее, срок пользования которыми истек.
126. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
127. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
128. При выбытии из Школы учащийся обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
129. Учащийся обязан:
• возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
• не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учёта;
• бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчёркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
• соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;
• При получении документов из фонда тщательно их просматривать и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
130. Учащийся, утерявший документ из фонда библиотеки или нанёсший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплёте) или признанным библиотекой равнозначным. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение учащимся ему невосполнимого ущерба ответственность несут его родители или опекуны, попечители.
131. Учащиеся, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, учащиеся несут иную ответственность.
Поощрения за успехи в учёбе
132. За успехи в обучении, примерное поведение, активное участие в общественной жизни класса и Школы, хорошие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и другие достижения применяются следующие поощрения:
• объявление благодарности;
• награждение грамотой Школы;
• награждение ценным подарком;
• другие.
133. Поощрения объявляются приказом директора и доводятся до сведения учащихся и их законных представителей в торжественной обстановке.
134. Поощрение учащихся Школы вышестоящими органами управления образования производится на основании представлений директора Школы.
135. За отличные успехи в учёбе и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выпускникам выдается Свидетельство об общем базовом образовании с отличием. За отличные успехи в учёбе и примерное поведение на уровне общего среднего образования выпускники награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов - Похвальными листами в соответствии с Положением о золотой, серебряной медалях и Похвальных листах, которое утверждается Правительством Республики Беларусь.
Ответственность за нарушение дисциплины
136. Учащиеся Школы (их законные представители) несут материальную ответственность за порчу ими (их детьми) школьного имущества в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Законные представители учащегося должны быть поставлены в известность о факте порчи их ребёнком имущества Школы. Для установления стоимости ущерба директором Школы создаётся комиссия в составе представителей администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, бухгалтерии и материально ответственного лица.
137. В школе запрещено:
• рукоприкладство - нанесение телесных повреждений; угроза, запугивание и шантаж;
• моральные издевательства: употребление оскорбительных высказываний, дискриминация по национальному или социальному признакам, подчеркивание физических недостатков, нецензурная брань, умышленное доведение другого человека до стресса, срыва.
1. Администрация и педагогический коллектив несут
ответственность за безопасное пребывание учащихся, за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в школе: с момента прихода на первый по расписанию урок до окончания перемены после последнего урока (занятия кружка, консультационного часа и т.д.).
2. Учащиеся обязаны приходить в школу не позже, чем за 10 минут до начала учебных занятий. Приход на урок после звонка считается грубым нарушением дисциплины. В случае если опаздывают учащиеся начальной школы, родителям следует довести ребенка до класса, чтобы передать его классному руководителю.
3. Если учащийся 5-11 класса опоздал на урок по уважительной причине, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. По окончании урока изложить учителю причину опоздания.
4. Если возникла необходимость забрать ребенка в учебное время, то родители лично приходят за ребенком в школу или передают заявление на имя директора школы с указанием даты, времени, причины снятия ребенка с уроков. Обязательна фраза: «Ответственность за жизнь и здоровье ребенка беру на себя». Ставится число и подпись родителя. При любой неточности - в тексте заявления, при расхождении слов ребенка с данными заявления и т.д. - администрация школы имеет право отказать в просьбе. Данное заявление хранится в личном деле ребенка.
5. В случае пропуска учебного дня учащийся обязан предоставить документ, удостоверяющий наличие уважительной причины пропуска (медицинская справка). Если учащийся пропускает занятия по семейным обстоятельствам, он обязан представить заявление от родителей установленного образца с обязательной фразой «Ответственность за жизнь и здоровье ребенка, прохождение программы беру на себя», с числом и подписью.
6. Ребенок должен приходить на занятия в сменной обуви, аккуратно одетым:
• с 1по11 класс учащиеся должны быть одеты в одежду делового стиля, т.е. в костюм темного цвета, предпочтительно черного, галстук (единый для всех учащихся);
•Обувь и одежда должны отвечать требованиям безопасности и единым требованиям к внешнему виду учащихся. На занятиях физической культуры учащиеся должны иметь спортивную форму и обувь (кроссовки или кеды, т.е удобную обувь с рефлёной подошвой)
7. Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми
учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования.
8. Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания по уважительной причине он сообщает об этом учителю до начала урока, что позволяет ему не получать неудовлетворительную оценку. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя!
9. Во время урока реплики с места, нерабочий шум и различные нарушения дисциплины, которые мешают деловой работе класса, не допускаются.
10. При выполнении письменных работ (контрольных, самостоятельных, проверочных и т.д.) ученик следует требованиям учителя: пишет в нужной тетради, оформляет задание в соответствии с указаниями, сдает работу вовремя.
11. Во время проведения уроков, практических, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов следует соблюдать правила безопасности в соответствии с требованиями инструкции по охране труда.
12. В школе и на территории школы запрещено курение.
13. Если родителям необходимо встретиться с учителем, то приходить следует в послеурочное время, согласовав его с учителем. Администрация ведет прием еженедельно по графику, который утверждается директором и вывешивается на информационном стенде. Посетитель обязан сообщить вахтеру при входе в школу цель своего визита. Сотрудники школы имеют право остановить любого посетителя школы для выяснения цели визита.
14. Находясь в стенах школы, ребенок обязан подчиняться правилам поведения в школе. Грубые нарушения дисциплины фиксируются и влекут за собой постановку на внутришкольный учет, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение родителей к административной ответственности.
15. По возможности ребенок не должен приносить в школу ценные вещи, тем более не оставлять их в гардеробе.
16. Имея при себе сотовый телефон, ребенок сам отвечает за его сохранность;
во время уроков он обязан отключать звук телефона.
17. Во время прогулок в ГПД, на экскурсиях, в походах учащиеся должны
строго соблюдать инструкции по безопасности и следовать указаниям
сопровождающих. Ребенок, систематически нарушающий
дисциплину на внеклассных и внешкольных мероприятиях, может быть лишен права участия в них. Учащийся, достигший возраста 14 лет, расписывается за соблюдение пожарной безопасности и охраны труда в специальном журнале. Учитель обязан начать и закончить маршрут внешкольного мероприятия у школы. В том случае, если отдельным учащимся безопаснее возвращаться домой самостоятельно с какой-либо точки маршрута, они должны заранее принести заявление родителей на имя ответственного сопровождающего. В заявлении должно быть четко указано место, где учащийся покидает группу, и написана фраза: «Ответственность за жизнь и здоровье моего ребенка беру на себя». А также проставлены дата и подпись.
18. Родители обязаны не допускать наличия у ребенка предметов, травмоопасных для жизни и здоровья его самого и окружающих.
19. Во время перемены учащимся во избежание травм не разрешается бегать по лестницам и коридорам, толкаться, играть в спортивные игры. Подниматься и спускаться необходимо по лестницам, находящимся в каждом учебном блоке (во избежание столпотворения, согласно правил противопожарной безопасности).
20. Учащиеся обязаны бережно относиться к школьному имуществу, оборудованию, не допускать его порчи.
21. Родители обязаны компенсировать ущерб, причиненный учащимися зданию и имуществу школы.
22. Родители обязаны контролировать выполнение правил поведения учащихся, беседуя с ребенком в семье, поддерживая связь с классным руководителем.
23. Родители обязаны посещать родительские собрания, дни открытых дверей, приходить в школу по первому обращению классного руководителя, администрации.
24. Родители обязаны еженедельно проверять дневник учащегося, заверяя это своей подписью.
138. Учащийся имеет право на:
1. Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
2. Свобода информации.
3. Свобода мысли, совести и религии.
4. Уважение человеческого достоинства.
5. Получение бесплатного образования в соответствии с
государственными образовательными программами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
6. Обучение в рамках государственных образовательных программ по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).
7. Получение дополнительных платных образовательных услуг.
8. Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
9. Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа.
10. Дополнительная бесплатная помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.
11. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
12. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
13. Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом (Совет школы: совет старшеклассников, родительский комитет школы, м/о классных руководителей).
14. Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.
15. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
16. Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.
17. Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе - индивидуального учебного плана.
18. Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
19. Использование для выступлений средства массовой информации школы - стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.
20. Право знать о проставленных ему оценках - как за устные, так и за письменные работы.
21. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
22. Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
23. Право быть выслушанным.
139. Общие правила поведения:
1. Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы.
2. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.
3. Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы, кодексом «Об образовании» и другими предусмотренными Уставом локальными актами.
4. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:
- соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины;
- соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;
- беречь школьное здание, оборудование, имущество;
- бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;
- соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете;
- уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;
- принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;
- учащийся приходит в школу за 10 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
5. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
6. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время.
7. Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику.
8. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
9. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
10. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство.
11. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения учеником умышленного ущерба имуществу школы, законные представители (лица, их заменяющие) учащегося возмещают ущерб.
12. Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности. Книги, одежда и прочие личные вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам.
13. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается передать охраннику и вывесить объявление об утерянных вещах.
14. К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания.
15. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобные попытки унижения, подчинения или манипулирования людьми.
16. На уроках не разрешается жевать жвачку и принимать пищу, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном (играть, разговаривать, включать звук звонка).
17. Ученик обязан выполнять домашние задания.
18. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.
19. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
20. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
21. Учащиеся общеобразовательных учреждений могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1-2 классах;
45 минут в учебную неделю в 3-4 классах;
одного часа в школьную неделю в 5-8 классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9-11 классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола - учащимися с 1-2 класса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении - с 3 класса; уборка территории - с 5 класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) - с 7 класса; влажная уборка учебного помещения - с 8 класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3-11 классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3-11 классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5-11 классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5-11 классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8-11 классов.
Также запрещается привлекать учащихся к:
работам, опасным в эпидемическом отношении, - уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
работам, опасным для жизни, - санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
мытью полов учащимися младше 14 лет;
приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме
самообслуживания за своим столом.
22. Общественно полезный труд должен быть организован согласно гигиеническим требованиям с соблюдением техники безопасности в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).
Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
23. На протяжении учебного года для учащихся общеобразовательных учреждений устанавливаются:
осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся 1-2 классов - дополнительно каникулы (третья неделя февраля месяца) продолжительностью одну календарную неделю;
летние каникулы продолжительностью не менее двенадцати календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, - не менее десяти календарных недель.
При неблагоприятных погодных условиях (ураган, температура атмосферного воздуха -25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 2 м/с) местными исполнительными и распорядительными органами может приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса учащихся 1-4 классов, а также других классов.
24. Домашние задания в общеобразовательных учреждениях должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе - до 1,2 часа, 3-4 классах - 1,5 часа, 5-6 классах - 2 часов, 7-8 классах - 2,5 часа, 9-11 классах - 3 часов.
140. Поведение на занятиях:
1. Не опаздывать на урок. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме уроков информатики в компьютерном классе).
2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на
своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы.
3. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.
4. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
6. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.
7. Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов (соблюдая корректную форму).
8. На уроках учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно.
9. Ученики не должны разговаривать на посторонние темы на уроках, так как они этим нарушают права других на получение необходимых знаний.
Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий
141. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:
1. навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
2. выйти из класса, если попросит учитель;
3. подчиняться требованиям дежурного учителя по этажу.
4. Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако, не должен мешать другим (бегать, шуметь и т.д.)
5. Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).
6. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
7. Во время перемен учащимся запрещается бегать, особенно вблизи оконных проемов, лестницах.
8. Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
9. Во время перемен учащимся запрещается употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать
другим.
10. Во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
11. В школе и на территории школы категорически запрещается курение.
12. Категорически запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
13. На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.
142. Обязанности дежурного по классу:
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.
4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы).
5. Дежурные 1 -3-х классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы).
143. Обязанности дежурного класса:
1. Дежурство по школе осуществляется с помощью учащихся 7-11 классов; в 4 четверти от дежурства освобождаются 9 и 11 классы; каждый класс дежурит по одной неделе по очереди или по составленному графику.
2. Дежурному обязательно ношение повязки на левом рукаве или ношение бейджика.
3. График дежурства по школе разрабатывается заместителем директора по воспитательной работе совместно с классными руководителями.
4. Дежурные на входной двери проверяют наличие сменной обуви.
5. Дежурные учащиеся помогают младшим школьникам переодеться, на своих постах следят за соблюдением дисциплины и порядка во время перемен, замечания
нарушителям делаются в тактичной форме (в случае непонимания обращаются к дежурному учителю, классному руководителю за помощью).
6. Оказывают необходимую помощь в организации учебно¬воспитательного процесса учителям и администрации школы.
7. В течение всего дежурства класса ведется «журнал дежурства».
В журнал записываются замечания, пожелания и др. (фамилии опоздавших учащихся и часто нарушающих дисциплину, и т.п.).
8. В последний день дежурства проводится линейка, на которой передаются «полномочия» дежурного класса (повязки, журнал дежурства) другому классу.
144. Поведение учащихся в столовой:
1. Во время приема пищи в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.
2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить окружающих.
4. Учащиеся убирают за собой посуду после принятия пищи, ставят на место стулья.
5. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.
7. Запрещается выносить еду из столовой. Купленную в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты рекомендуется кушать в столовой (закрытые упаковки можно оставить до следующей перемены).
8. Учащиеся имеют право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
9. Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать столы, убирать посуду со столов, вытирают столы, расставляют на место стулья.
145. Правила пользования библиотекой:
1. Учебники оборачиваются бумагой или вкладываются в специальную обложку.
2. Не загибать страницы учебника, пользоваться закладкой.
3. Не закладывать в учебник ручку или карандаш, от этого ломается переплет.
4. Не писать и не рисовать в учебниках - это общественная собственность.
5. Не брать учебник грязными руками и не читать его во время еды.
6. Класть учебник только на чистый стол или парту.
7. За потерянную или испорченную книгу принести замену или возместить ущерб согласно действующему законодательству.
146. Рекомендации к внешнему виду учащихся:
1. В школу учащиеся должны приходить в опрятной одежде «делового стиля» (смотри презентацию «Деловая форма одежды»)
2. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение человека к самому себе и обществу.
3. В школе запрещено носить одежду и аксессуары, рекламирующие неформальные движения, агрессию и насилие, в т.ч. изображение листков конопли.
4. Рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия.
5. Волосы должны быть аккуратно пострижены и причесаны (длинные волосы необходимо собрать, чтобы не мешали). Не делать слишком авангардные прически.
6. Находиться в школе в верхней одежде без особых на то причин не разрешается.
7. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
8. Не разрешается ходить в школе с оголенным животом, с пирсингом; девушкам рекомендуется ходить в обуви на низком или среднем каблуке.
9. Спортивная одежда предназначена для урока физической культуры, на других уроках она неуместна.
10. На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей одежде (нарядно-деловые костюмы).
11. На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
12. В качестве сменной обуви учащихся не должны использоваться домашние тапочки, сланцы, спортивная обувь.