Развитие творческих способностей учащихся. Факультатив «Учусь творчески мыслить»
Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей
Дети, которые начали учиться в 1 классе в 2013-2014 учебном году, окончив школу и вуз, приступят к активной профессиональной деятельности в 2030-м, а будут выходить на пенсию в 2065-2070 гг. К тому времени жизнь успеет измениться до неузнаваемости. Как изменилась за последние 30 лет, только произойдет это еще быстрее. За 30 предыдущих лет изменились границы в Европе, в ряде стран сменился общественно-экономический строй, стремительно происходит процесс глобализации мировой экономики, появились новые профессии и новые стили жизни. Технологические и экономические изменения в нашей жизни с каждым днём происходят всё быстрее и быстрее.
Мы, педагоги, работающие сегодня с учащимися начальных классов, должны подготовить их к той, будущей неизвестной жизни. Воистину, сбывается сюжет, предсказанный русской народной сказкой: «сходи, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Мы не в силах предсказать точный образ будущего и дать детям выверенные образцы и решения. Им придется неоднократно переучиваться и вырабатывать адаптивность к быстроменяющемуся миру.
Современное производство становится все более и более инновационным. Продукция должна постоянно обновляться. Будучи запущенной в производство, она сразу же устаревает. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто способен действовать быстро и инновационно. Работодатели нуждаются в работниках творческих, гибких и легко приспосабливающихся к изменениям. В мире сейчас активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом: различные формы искусства, разработка программного обеспечения, развитие науки и технологий. В этих областях творческие идеи ценятся превыше всего. Многие страны уже начинают понимать, что будущее благосостояние их экономик зависит от потока инноваций. Таким образом, креативность – творческое мышление – и поведение, обусловленное мотивацией достижения и самореализацией, становятся ключевыми компетенциями подрастающего поколения.
Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей. Именно на развитие креативности учащихся и нацелена программа факультативных занятий «Учусь творчески мыслить» для начальной школы. Предложенный курс включает специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, а также обеспечивает учащихся и учителей систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов мышления.
Все задания предназначены для развития следующих творческих качеств:
1.Творческая продуктивность — это способность придумывать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.
2.Гибкость мышления — это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
Проявление творческой продуктивности и гибкости можно рассмотреть на примере следующего задания. Учащимся предлагается в течение нескольких минут придумать как можно больше способов применения кирпича. Полученный в результате список может служить для подсчета как творческой продуктивности, так и гибкости. Творческая продуктивность равняется в этом случае числу всех адекватных ответов, а гибкость — числу различных категорий использования.
Ученик, который скажет, что кирпичи могут быть использованы при постройке дома, амбара, школы, магазина, банка и т. д., может получить довольно хороший результат по творческой продуктивности, но плохой результат по гибкости. А учащийся, ответивший, что кирпичи могут использоваться при постройке дома, приготовлении красного порошка, для того, чтобы дверь не закрывалась, в качестве подставки для книги, вместо футбольных ворот, чтобы написать сообщение и т. д., может в итоге получить список, равный по количеству идей списку первого испытуемого. Однако количество используемых категорий у него будет значительно больше и, следовательно, он получит прекрасный результат по гибкости.
3.Оригинальность — это способность предлагать уникальные и необычные идеи и решения. Иначе, это способность придумывать идеи, которые статистически редко встречаются и которые действительно неожиданны. Как-то один ребенок ответил: «Кирпич можно использовать в качестве укрытия для жуков». Встретив непонимающий взгляд педагога, он пояснил: «Летом в любом месте на земле кладете кирпич. Через неделю подходите, поднимаете его. Под ним — жуки!»
На экспериментальном туре международной олимпиады среди учащихся по физике один из участников открыл банку с солеными огурцами, стоявшую на столе жюри, достал огурец и надкусил его. На вопрос: «Ты проголодался?» — он ответил: «Нет! Соленый огурец — прекрасный проводник (для электрического тока). А поскольку он слишком длинный для моей схемы, то я его немного укорачиваю (съедаю)». Схема заработала, а наш участник получил максимальный балл за оригинальное решение.
4.Способность к детальной разработке идеи (или разработанность) — это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно прорабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Важно не только предложить идею, но и хорошо ее «проработать», обогатить деталями, которые позволят «работать» вашей идее. Один из подчиненных А. В. Суворова, увидев, что турецкая артиллерия расположилась спиной к болоту и не выставила там охранения (болото же, никто не посмеет оттуда атаковать), решил рано утром переправить свой полк через болото и неожиданно напасть на турок. Наступление было недостаточно продуманным и подготовленным: солдаты начали тонуть и, понятно, кричать. Турки проснулись, поняли, в чем дело, и развернули пушки… В результате — большие потери, полковник разжалован в рядовые. А. В. Суворов уважал творческие идеи, но всегда тщательно готовился к их практической реализации.
5.Как отдельную творческую способность следует упомянуть способность давать названия (или способность обобщать) —
это способность выделять сущностные, причинно-следственные связи и закономерности. Ее можно определить также как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в названии.
Помимо творческих способностей программа нацелена на развитие таких коммуникативных способностей, как способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.