Гомельская область г.Мозырь, 247760 б-р Юности 113
P/C: № 3642423002010

Геноцид белорусского народа

  • 7. Тема урока Политика геноцида, грабежа и насилия

Цели урока:

Раскрыть понятие политики геноцида со стороны немецко-фашистских захватчиков в отношении различных народов и показать каким образом на практике происходило её осуществление.

Подвести учащихся к пониманию всех ужасов реализации политики геноцида; вызвать негативное отношение к решению государственных вопросов путём военных конфликтов; создавать условия для освоения современных средств информации и информационных технологий; совершенствовать умение адекватно оценивать исторические события.

Формировать ценностные ориентации и убеждения, осуждение отношения нацистов к людям разной веры и национальности; воспитывать у учащихся сочувствие и сострадание к народам, подвергшихся гонениям и уничтожению; подвести к осознанию, что любая война губительна для людей и отношений между ними.

Оборудование: пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): пособие для учреждений общ. сред. образования c бел. и рус. языками обучения / А.А. Коваленя [и др.]; под ред. А.А. Ковалени. – Минск: Изд. центр БГУ, 2020. – 231 с.», Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Атлас. Учебное пособие для 9, 11 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, мультиборд.

План изучения нового материала:

Ход урока

I. Объявление темы и постановка целей урока

«…не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»

Джон Донн

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку, подводя их к пониманию того, о чём пойдет речь на данном уроке и как этот эпиграф согласуется с темой урока: «Политика геноцида, грабежа и насилия».

Учителем озвучивается постановка целей урока.

  1. Основные черты политики геноцида.
  2. Политика геноцида – политика грабежа и насилия.
  3. Экономическая, пропагандистская и культурно-просветительская политика германских оккупационных властей.

II. Актуализация знаний

Обращается внимание учащихся на то, что на прошлом уроке они узнали, что на оккупированной территории немецко-фашистскими захватчиками устанавливался «новый порядок» и планомерно осуществлялись политика геноцида и насаждение античеловеческой национал-социалистической идеологии.

Учащимся предлагается обратиться к словарю исторических понятий (стр. 222) пособия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» для того, чтобы посмотреть имеется ли там понятие «геноцид» (они узнают, что такого понятия в словаре нет).

Учащимся предлагается посмотреть на экран, на котором в таблице дано четыре определения различных понятий и выбрать такое определение понятия «геноцид», которое на их взгляд, соответствует тому материалу, который изучался на прошлом уроке или которое соответствует их общим знаниям и представлениям о геноциде:

(предлагается 4 варианта ответа из которых 2 являются правильными)

Геноцид – это…

Определение понятия

1.

истребление отдельных групп населения или целых народов по политическим расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам

2.

режим террора, издевательств над населением, насаждения национал-социалистической идеологии

3.

осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству.

4.

действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

(учащиеся называют правильные варианты 1 и 4). Несколько правильных вариантов ответов дается с той целью, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на умении анализировать прочитанное ими.

Затем учащимся предлагается, с опорой на материал § 6 дать определение понятий под пунктами 2) «новый порядок» и 3) «коллаборационизм».

ІII. Изучение нового материала

На данном этапе чтобы обратить внимание учащихся на важность и значимость понятия «геноцид» им предлагается с помощью мобильного телефона с выходом в интернет найти ответ на следующий вопрос (возможно несколько формулировок вопроса): «Какая международная организация и в каком году признала геноцид международным преступлением?» (ООН в 1948 г.) или «Какое решение было принято ООН в 1948 г. в отношении геноцида?» (геноцид признан международным преступлением).

Учащимся демонстрируется фотография, связанная с политикой геноцида.

Учащимся задаются следующие вопросы: 1. Кого мы видим на данном фото? 2. Кто это – взрослые или дети? 3. Во что они одеты? 4. Что перед этими ребятами находится? 5. Куда смотрят глаза и о чём говорит их взгляд?

1. Вопрос по плану.

Работа с текстом пособия п. 1 стр. 95. Определяются основные черты политики геноцида.

2. Вопрос по плану

Теория

Геноцид

(основа)

Практика

Расовое превосходство

План «Ост»

Уничтожение миллионов людей

Идеология нацизма

75 % населения уничтожить

Депортация (насильственный вывоз) в Германию на тяжелые работы

Идеология фашизма

25 % населения онемечить

Создание концлагерей и гетто

Обращается внимание учащихся на то, что основу политики геноцида составлял план «Ост», который в своей теоретической основе имел теорию расового превосходства, идеологию нацизма и фашизма.

Нацизм – это…

Фашизм – это…

форма фашизма с элементами расизма и антисемитизма

идеология с диктаторской формой правления (культ личности), милитаризацией страны (вооружение), тоталитаризмом (контроль за всеми)

75 % населения предполагалось уничтожить, а 25 % подлежало онемечиванию. На практике политика геноцида предусматривала: уничтожение миллионов людей, депортацию в Германию на принудительные работы, а также создание концлагерей и гетто для еврейского населения.

После этого учащимся задается вопрос: «Кто занимался массовым уничтожением людей?» (ответ «Айнзацгруппы» находим на стр. 95 пособия). Учащимся демонстрируется таблица.

Айнзацгруппы – особые оперативные группы, осуществлявшие массовое уничтожение людей

Группа А

Группа В

Группы C и D

Тыловой район группы армий «Север»

На территории Беларуси

Тыловой район группы армий «Юг»

Обращается внимание на то, что на территории Беларуси действовала группа В (латинский вариант написания и что бы легче запомнить созвучно с произношением кирилличной буквы «Б» с которой начинается название нашей страны «Беларусь»). Демонстрируется фотография.

Учащимся сообщается тот факт, что захватчики создали систему концентрационных лагерей.

Предлагается с опорой на определение понятия «геноцид» (уничтожение людей, расовый признак) выбрать правильный вариант ответа такого понятия как «концентрационный лагерь».

Концентрационный лагерь – это:

1.

учреждение закрытого типа, место, где люди содержатся в заключении, и как правило, лишены целого ряда личных свобод

2.

места массового заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и другим признакам

3.

специальная изолированная штрафная камера для временного одиночного содержания нарушителей режима

Ответы:

  1. «Тюрьма». «Концентрационный лагерь». 3. «Карцер».

Учащимся называются самые крупные концлагеря, где было уничтожено максимальное количество людей:

1.     Освенцим

(Польша)

2. Майданек

(Польша)

3. Треблинка

(Польша)

Тростенец (Беларусь)

Количество уничтоженного населения

1,1 – 1,6 млн. чел.

360 тыс. чел.

750 – 810 тыс.чел.

206 500 чел.

Работа с картой. Обучающимся дается задание по карте определить три места на территории Беларуси, где было уничтожено максимальное количество людей.

  1. Минск – 400 000 чел., из них 206500 чел. в к/л Тростенец.
  2. Витебск – 150 тыс. чел.
  3. Полоцк – 150 тыс. чел.

Как вариант можно дать задание найти расположение ближайшего концлагеря от места жительства обучающихся, например, Мозырь – концлагерь Озаричи (16520 чел.).

Учащимся предлагается с опорой на пособие на скорость и внимательность ответить на вопрос: «Сколько всего концлагерей было создано немецко-фашистками захватчиками на территории Беларуси?» (более 260 – стр. 96).

Одному из обучающихся (по желанию), предлагается зачитать историческую справку на стр. 97 пособия.

Один из первых лагерей на территории Беларуси был создан в деревне Дрозды вблизи Минска. На 10 июля 1941 г. в нем содержалось около 100 тыс. военнопленных и 40 тыс. гражданских пленных в возрасте от 15 до 60 лет. Только в Масюковщине погибло более

80 тыс. военнопленных.

Обращается внимание учащихся на тот факт, что трагическая судьба постигла и евреев. Уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы получило название «холокост». Можно предложить учащимся ответить на вопрос: «Что же такое холокост?».

После ответа обучающимся предлагается с помощью мобильного телефона определить этимологию слова «холокост» («всесожжение»).

Учащиеся узнают, что в городах создавались специальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населения – гетто. Демонстрируется несколько фотографий Минского гетто.

Обращается внимание на то, что на территории Беларуси было создано 110 гетто.

Учащимся сообщается, что захватчики устраивали карательные экспедиции – репрессии против мирного населения с целью наказания и устрашения за неповиновение. Самыми известными из них являются:

«Орёл»

«Треугольник»

«Волшебная флейта»

     

Озвучиваются цели карательных экспедиций.

Учащимся сообщается о страшной трагедии белорусских деревень Хатынь и Олла

Хатынь, 22 марта 1943 г. Уничтожено 149 человек, из них 76 детей

Ола, 14 января 1944 г. Уничтожено 1758 человек, из них 950 детей

   

3        Вопрос по плану

Экономическая политика германских оккупационных властей

Все ресурсы объявлялись собственностью нацистской Германии

 январь 1942 г.

принята директива об обязательном восстановлении хозяйства

Реквизиция (насильственное изъятие) промышленной продукции, продовольствия

Центральное торговое общество

«Восток» координировало экономическую политику

 

Депортация – населения на принудительные работы

Страны в которые вывозили людей

Количество населения

в Германию

в Австрию

в Чехию

во Францию

Всего – 5,3 млн человек,

около 400 тыс. чел. из Беларуси, вернулось только 120 тыс. чел.

Пропагандистская и культурно-просветительская политика

Цель – обманом и хитростью привлечь на свою сторону советских граждан

Выдача пособий и небольших пенсий

Организация детсадов, школ, учреждений культуры, церквей

Издательство газет, журналов и листовок

Новые праздники – день рождения фюрера, день нападения Германии на СССР

IV. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся осмыслить изученное на уроке, продолжив предложения (устно):

а) Я запомнил(а)…

б) Я понял(а)…

в) Меня удивило…

г) Сожалею, что…

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 263 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

Телефон доверия УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология»

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70

8-017-311-00-99


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»

 

8-029-593-00-78

Free Joomla templates by Ltheme