Воспитательная беседа для учащихся старших классов
«Твоя профессиональная карьера»
Цель: дать представление о многообразии профессий и основных областях профессиональной деятельности человека.
Вступительное слово педагога.
Острая актуальность правильно сделанного выбора профессии очевидна. Статистические данные Росстата за последние десять лет неутешительны: около 40% россиян работают не по той специальности, которую они получили в вузе или колледже. Государство тратит значительные денежные средства на переквалификацию тех граждан, которые вынуждены менять свою профессию после неудачного опыта работы по специальности или после сокращений некоторых видов производств и предприятий.
Давайте подумаем, как чувствует себя человек, потерявший работу или разочаровавшийся в своей специальности, возможно весьма престижной в обществе. Потеря работы или смена места работы – это сильнейшие стрессы в жизни человека, которые сопровождаются депрессиями, потерей уверенности в собственных силах, снижением уровня самооценки, и как следствие, развитием у некоторых людей «комплекса неудачника».
Исправлять ошибки всегда трудно, гораздо проще было бы постараться избежать их, тщательно обдумывать принятие решений в таком важном вопросе как выбор профессии.
«Выбирая профессию, ты выбираешь судьбу». Этой фразой напутствовали учителя своих учеников во все времена. Самореализация в профессиональной деятельности – тот фактор, который делает жизнь человека наполненной смысла. Если работа приносит человеку не только финансовое благополучие, но и реализацию его творческого потенциала, то такого человека можно считать счастливым.
1. Профессиональные намерения и профессиональный план
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Поспешные, не продуманные решения при выборе профессии могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ самореализации.
Наше общество предоставляет максимальную свободу и самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности, однако свобода профессионального выбора имеет ряд существенных ограничений, продиктованных субъективными и объективными обстоятельствами.
Субъективные ограничения во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений, навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Объективные ограничения диктуются жизненными условиями, которые предъявляют профессии к личности.
Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих его образов: «хочу», «могу», «надо».
Цель профессионального плана – определить: «Чем я хочу заниматься?». Таким образом, профессиональный план отражает желания личности, схематично обозначенные образом «хочу». Способности личности, учет состояния здоровья тесно связан с образом «могу». Образ «надо» включает в себя потребности рынка труда в данной профессии, престижность профессии, доходность.
При составлении профессионального плана необходимо продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели, определить, в каких учебных заведениях можно получить необходимое образование.
В профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант.
2. Классификация профессий
Педагоги и психологи, занимающиеся организацией профориентационной работы с обучающимися, используют несколько классификаций профессий. Наиболее распространенной является классификация профессий по предмету труда с выделением основных типов или основных областей деятельности .
Выделяют пять типов профессий.
1. Предмет труда – техника, система профессий «человек – техника» (Ч – Т). К этой системе профессий относятся профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Например, инженеры, строители, водители.
2. Предмет труда – знаковая система (цифры, символы, знаки, формулы), система профессий «человек – знаковая система» (Ч – Зн). К этой системе профессий относятся профессии программиста, экономиста, бухгалтера, архитектора и другие.
3. Предмет труда – взаимодействия с людьми, система профессий «человек – человек» (Ч – Ч). К этой системе профессий относятся профессии врача, учителя, юриста, психолога и другие.
4. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, актерская деятельность. Это система профессий «человек – художественный образ» (Ч – Х). К этой системе профессий относятся профессии актера, художника, дизайнера, журналиста, писателя и другие.
5. Предмет труда – животный и растительный мир, система профессий «человек – природа». К этой системе профессий относятся профессии биолога, эколога, флориста, геодезиста, геолога и другие.
3. Типичные ошибки при выборе профессии
Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки .
Когда человек выбрал не свое дело, то душа к нему не лежит, и нет стремления к творчеству. Это приводит к повышению уровня тревожности, делает людей несчастными. Отказ от нелюбимой работы ставит человека перед проблемой выбора новой профессии. Вторая ошибка может сильно снизить уровень самооценки, породит неверие в свои возможности. Поэтому надо стремиться избегать ошибок при выборе профессии .
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.
1) Типичная ошибка «незнание мира профессий» характеризуется устаревшими представлениями о характере и условиях труда в конкретной профессии, наличием предубеждений в отношении престижности профессий, т.е. наличием слабой информированности о мире современных профессий.
2) Типичная ошибка «незнание себя». Многие ошибки при выборе профессии допускаются из-за незнания самого себя, своих индивидуальных особенностей темперамента и характера, целевых установок, интеллектуальных и творческих способностей.
Многие ошибки допускаются также из-за переоценки своего здоровья. К сожалению, довольно много случаев, когда интерес к профессии и развитые способности, отвечающие профессиональным требованиям, приходят в противоречие с медицинскими противопоказаниями. По данным Министерства здравоохранения
3) Типичная ошибка «незнание правил выбора профессии».
Многие старшеклассники автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль своей будущей профессии. Логика рассуждений примерно такова: «Я люблю физику, стану физиком, люблю географию, стану геологом». Пример ошибки: юноша по-настоящему увлекаются чтением отечественной или зарубежной литературы, однако, этот факт вовсе не означает, что он имеет литературный талант и сможет стать хорошим писателем или журналистом. Часто можно услышать такие рассуждения: «Стану, как мама, экономистом», «Буду, как отец, адвокатом». В таких случаях индивидуальные особенности личности выпускника могут совершенно не совпадать с требованиями к данной профессии. Так же часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка .
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии. Старшеклассники и их родители часто не осведомлены о многих существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной адаптации. Знакомство школьников с профессиями позволяет им проанализировать информацию о процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная прикидка собственных возможностей в определенной профессии .
Таким образом, профессиональное самоопределение подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания;
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Слово социального педагога Правильный выбор профессии – это жизнь в гармонии с самим собой, жизнь, наполненная творчеством и радостью труда.