Гомельская область г.Мозырь, 247760 б-р Юности 113
P/C: № 3642423002010

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребёнка

Влияние внутрисемейных

отношений на развитие личности ребёнка

Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростков к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. В самом деле, если отец унижает своего сына, бьет его — такой стиль родительского воспитания самым прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи

Гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

  • родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;
  • родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;
  • родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Приведенные описания представляют собой как бы идеальные ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребенком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что ответы будут даны искренне.

Отношения родителей с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка к асоциальному поведению. Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:

Первая форма — жестокость в общении с подростком. Семьи данной категории неоднородны, деструктивная агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток казывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей ребенка. Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать свое поведение.

Третья форма — низкий авторитет родителей у подростка. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, то их опыт и жизненная позиция не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной микросреды.

Таким образом, семейное неблагополучие может быть прямой причиной приобщения подростка к асоциальному поведению, быть причиной низкой самооценки, неуверенности в себе и т.д.

Жестокость в общении с подростком.

Жестокое обращение родителей выражается в физическом подавлении ребенка, а также в грубом психологическом унижении личности через авторитарный стиль воспитания. В результате такого воспитательного подхода личность ребенка деформируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения своеобразным способом выталкивает ребенка из семьи.

При всех различиях между физической и психологической жестокостью у них есть общий знаменатель — воздействие на ребенка с позиции силы, отсутствие теплых, доверительных и равноправных отношений в семье.

Примечателен такой факт. По данным социологов, большинство родителей — около 85% опрошенных — отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но даже те родители, которые отвергают агрессивные методы, могут применять их, причем довольно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей, составляют около 40%. Возникают вопросы: чем вызван такой высокий процент агрессивных родителей и почему существует расхождение между суждениями и поведением родителей?

Можно предположить, что агрессивные родители или каким-то образом воспринимают свои, даже агрессивные, действия в позитивном свете, или объясняют их какой-то целесообразностью, или же не находят в себе сил поступать иначе. Жестокость родителей можно разграничить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.

Враждебная агрессия. Взрослый проявляет жестокость в самой грубой и неприкрытой форме: непрерывное рукоприкладство (наказание ремнем и всем, что попадет под руку, подзатыльники, дерганье за ухо), словесные оскорбления и унижения, наполненные злобой и ненавистью. Все это обрушивается на подростка по малейшему поводу и без повода. В этом случае агрессия — своего рода самоцель. Ребенок вызывает у родителей лишь раздражение, воспринимается только как обуза. Примеры враждебной агрессии нередки среди нравственно де градировавших родителей-алкоголиков. Во время запоев дети для них не существуют, а во время похмелья дети досаждают тем, что о них нужно заботиться. В агрессивных действиях по отношению к ребенку проявляются ненависть и злоба.

Инструментальная агрессия. Агрессивное родительское воспитание может принимать и более завуалированную форму, представляя собой социальную норму поведения в отдельных общественных группах. Примером могут быть семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Жестокость рассматривается как средство достижения «благой» цели; с точки зрения родителей, они не жестокие, а строгие, открывающие своим детям «правду жизни».

В таких семьях, как правило, родители живут без любви, «по привычке», дети не были желанными, их воспитание основано на жестких запретах и наказаниях. Родители имеют низкий уровень образования, что проявляется не столько в отсутствии диплома об окончании вуза, сколько в неспособности интересно и с пользой для детей и себя проводить досуг. Работа у родителей тяжелая и низкооплачиваемая, чаще неквалифицированная.

Родителей отличает «потребительская любовь» по отношению к своему ребенку и лишь постольку, поскольку он соответствует их представлениям о «хорошем» сыне или дочери, а отклонение от созданного эталона вызывает агрессию.

Невротическая конфликтность. Эта форма агрессивности вызвана, как говорят психиатры, «раздражительной слабостью» родителей. Личность находится в плену постоянных страхов, не отступных из-за ее чувствительности, тревожности и мнительности. Таким людям свойствен внутриличностный конфликт, проявляющийся в противоречиях между «Я»–реальным и «Я»–желаемым. Человек пытается преодолеть свои проблемы, но из-за неадекватной самооценки вырабатываемые им способы разрешения жизненных трудностей не только не преодолевают их, а еще больше усугубляют. Возникает своего рода порочный круг. Родитель переутомляется на работе, срывает раздражение на ребенке, после чего мучается угрызениями совести, извиняется перед ребенком и снова проявляет грубость в общении с ним.

Непонимание родителями возрастных особенностей подростка.

Личность подростка претерпевает бурное половое и интеллектуальное развитие, динамично развиваются эмоциональность, сфера общения и самосознание. Подросток расстается с детством и начинает готовиться к взрослой жизни. Этот процесс может протекать довольно драматично, сопровождаться повышением тревожности или, наоборот, агрессивности.

Половое развитие. Интенсивное половое развитие не может пройти незамеченным для сознания подростка. Возникает повышенный интерес к своему телу. Не всегда наблюдения подростка приводят к положительным выводам. Случается, что не достаточно красивые пропорции тела (как считает подросток), пробивающийся пушок на лице или под мышками, ломающийся голос, угреватость кожи, повышенная потливость вызывают беспокойство, а то и пугают его. Иногда возникает повышенная, даже болезненная, неприязнь к собственному телу.

Интеллектуальное развитие. В подростковом возрасте активно развиваются логические мыслительные операции. Интеллектуальные задачи решаются с опорой на словесно формулируемые гипотезы и логические связи между понятиями. Однако наряду с тем, что развитие интеллекта создает основу для более осмысленной жизнедеятельности, этот процесс имеет и еще один, уже негативный, аспект.

Нередко наблюдается склонность к чрезмерному философствованию и умозрительным выводам в ущерб «живому наблюдению» поступков и эмоций окружающих людей. Возникает рассогласование между формально-логическим интеллектом и умением общаться, интеллектом социально-психологическим. Это может затруднить отношения подростка с родителями, вы звать взаимные претензии и непонимание. Так, родители могут упрекать сына или дочь в чрезмерной рассудительности, самомнении, а противная сторона, в свою очередь, раздражаться из-за чрезмерной назидательности и нетерпимости родителей.

Примечательно, что такого рода конфликты чаще встречаются в семьях со способными, но неуживчивыми подростками. Способности подростков могут проявляться в учебной, художественной и других видах деятельности. Психологический портрет юной творческой личности состоит из довольно противоречивых качеств. Особенности темперамента и интеллектуальные качества могут быть рассогласованы с социально-психологическими качествами.

Сфера общения. От подросткового возраста к юношескому и далее происходит развитие самосознания личности, причем благополучие этого процесса тесно связано с успешностью общения личности. Увеличиваются число и дифференцированность признаков, посредством которых личность оценивает себя.

При этом самооценочные признаки развиваются не только количественно, но и качественно. Растет пропорция внутренних, собственных критериев в сравнении с внешними, заимствованными от взрослых, а также психологических критериев в сравнении с физическим, телесными. Повышается ориентирован ость самосознания на будущее.

Нарушение общения между родителями и подростками может иметь самые различные причины. Поэтому все приведенные выше примеры в большей или меньшей степени связаны с явными или скрытыми конфликтами в общении: это и случаи жестокого обращения с подростками, и непонимание родителями возрастных особенностей детей.

Так называемые трудные подростки отличаются психопатическими и невротическими чертами. Общение с ними требует от родителей дополнительных психологических знаний, особого терпения, такта и продуманных приемов в воспитании. Без помощи взрослых такие подростки со своими трудностями не справляются и вполне могут обратиться за «психологической помощью» к наркотику.

Авторитет родителей в глазах подростка.

Очень важно, чтобы родители представляли собой авторитет для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт. Главное, воспитывайте подростка решительным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным.

Советы родителям:

во-первых, не злоупотребляйте вредными привычками, дабы быть примером для своих детей; 

во-вторых, постарайтесь научить ребенка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями.

Педагог-психолог

Успенская И.В.

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 263 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

Телефон доверия УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология»

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70

8-017-311-00-99


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»

 

8-029-593-00-78

Free Joomla templates by Ltheme