Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов
Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
- Формирование общих учебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным педагогом.
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.
- Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
- Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
- Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках.
- Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
- Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
- Будьте с детьми вежливыми.
- Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
- Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
- Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
- Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
- Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
- Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
- Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
- Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
- Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен. - Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски).
- Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Адаптация пятиклассников
Особенности возраста. Рекомендации для учителей.
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:
- увеличение объема и разнообразие содержания образования;
- увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;
- на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
- завершение перехода к кабинетной системе обучения;
- отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Рекомендации учителям:
- Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
- Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
- Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.