Психолого-педагогическое сопровождение аттестации

Аттестация для педагога является своеобразной вехой в профессиональном росте и карьере работни­ка. Это как некая ступень для повышения не только категории и денежного вознаграждения, но и как ступенька для личного самоутверждения. Когда педагог решается на этот шаг (вынужденно или со­знательно) запускается весь процесс, связанный с аттестацией. Это и сбор материалов, и подготовка к открытому занятию, и работа над своей профессио­нальной компетентностью, и, безусловно, волнение, которое сопровождает этот труд. Мы все знаем, что в условиях современного образования педагог пере­гружен обязанностями: непосредственная работа с детьми, заполнение необходимой документации (которой очень много), и т.д. Если на педагога «сваливается» и необходимость уча­стия в аттестации, это является ещё большей на­грузкой. И физически, и тем более эмоциональ­но выдержать период повышенного темпа работы крайне нелегко. Труд педагога относится к числу наиболее на­пряжённых в эмоциональном плане видов труда: по степени напряжённости нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Практически все исследова­ния свидетельствуют о том, что повышение нагрузки в деятельности стимулирует развитие не только стресса, но и процесса эмоциональ­ного выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры.

В период аттестации требуется дополнительная работа по сбору документации, правильному её оформлению, увеличению контактов с администрацией и родите­лями. Многие заслуженные педагоги, со стажем более 20-ти лет, как мы знаем, даже стесняются попросить отзывы «о себе хорошем» у родителей воспитанников и вообще, — собирать о себе портфолио со своими заслугами им сложно по этическим и моральным соображениям. Также не все воспита­тели и педагоги «подкованы» в работе с техникой и электронными ресурсами. Многие не умеют обра­щаться с ПК, использовать интернет-ресурсы.

У таких людей зачастую изначально настороженное отношение к процедурам оценки и аттестации, которое всегда переживается как стресс. Подобное отношение можно узнать в ситуации повышенной тревожности: педагог настраивается на отказ от процедуры аттестации вообще, постоянно рассматривает вариант неудачи, излишне часто говорит о трудностях аттестационных процедур.

Как уже было сказано выше, период аттестации накладывает дополнительную нагрузку на педаго­га, и без того эмоционально перегруженного.

 

Как избежать стресса? Как организовать максимально спокойный период аттестации? Ответы на эти вопросы и умения использовать полученные знания помогут одолеть трудный жизненный период аттестующегося. 
       Во - первых, меняем режим. Конечно, обязанности мы должны выполнять, но если необходимого ресурса недостаточно, поэтому нужно сберечь ту энергию что есть: уберите из планов, всё, что можно убрать, не отвлекайтесь на то, без чего сегодня можно обойтись.     

      Найдите возможность восстановиться. Займитесь любимым делом – общение, чтение, прогулка.

       Уделите время себе, это необходимо.

       Прекратите себя критиковать, чувство вины терзает ум и тело.

       Отложите на время принятие решений и построение планов.

       Переждите чуть – чуть и принимайтесь за дело.

       Так как самочувствие зависит от мотивации и эмоционального состояния, а здоровые нервы и здоровое тело имеют прямую зависимость, то нужно поработать над этим. 

  Организуйте рабочие паузы для эмоциональной разгрузки.

    Освойте и ежедневного используйте приёмы релаксации, направленных на снижение физической, умственной и эмоциональной напряжённости.      При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации не­сколько раз в день.

Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).

Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учи­тесь переключаться с одного вида деятельности на другой.

   Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30-40 минут. Только так вы сможете полностью осмыс­лить полученную информацию. Подойдёт укромный уголок или прогулка на свежем воздухе в одиноч­ку.

Будьте профессионалом только на ра­боте — не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не "сжигали" ваше дра­гоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Всё, я уже не... воспитатель... И дальше будьте самим собой.

Следуя этим советам, можно пройти весь пери­од аттестации без стрессов и напряжения, чего я и желаю коллегам.

Позитивный настрой сразу скажется на общем состоянии человека, а также на отношении к нему окружающих. Ведь если человек улыбается, светится уверенностью в своих силах, то к нему так же относятся те, кто рядом. Только улыбка, уверенность в себе, своих силах дают возможность делать трудные вещи лёгкими!

No comments

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 263 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»

 

 24-13-34, 20-22-84, 8-029-253-74-62

Free Joomla templates by Ltheme