Аттестация для педагога является своеобразной вехой в профессиональном росте и карьере работника. Это как некая ступень для повышения не только категории и денежного вознаграждения, но и как ступенька для личного самоутверждения. Когда педагог решается на этот шаг (вынужденно или сознательно) запускается весь процесс, связанный с аттестацией. Это и сбор материалов, и подготовка к открытому занятию, и работа над своей профессиональной компетентностью, и, безусловно, волнение, которое сопровождает этот труд. Мы все знаем, что в условиях современного образования педагог перегружен обязанностями: непосредственная работа с детьми, заполнение необходимой документации (которой очень много), и т.д. Если на педагога «сваливается» и необходимость участия в аттестации, это является ещё большей нагрузкой. И физически, и тем более эмоционально выдержать период повышенного темпа работы крайне нелегко. Труд педагога относится к числу наиболее напряжённых в эмоциональном плане видов труда: по степени напряжённости нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Практически все исследования свидетельствуют о том, что повышение нагрузки в деятельности стимулирует развитие не только стресса, но и процесса эмоционального выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры.
В период аттестации требуется дополнительная работа по сбору документации, правильному её оформлению, увеличению контактов с администрацией и родителями. Многие заслуженные педагоги, со стажем более 20-ти лет, как мы знаем, даже стесняются попросить отзывы «о себе хорошем» у родителей воспитанников и вообще, — собирать о себе портфолио со своими заслугами им сложно по этическим и моральным соображениям. Также не все воспитатели и педагоги «подкованы» в работе с техникой и электронными ресурсами. Многие не умеют обращаться с ПК, использовать интернет-ресурсы.
У таких людей зачастую изначально настороженное отношение к процедурам оценки и аттестации, которое всегда переживается как стресс. Подобное отношение можно узнать в ситуации повышенной тревожности: педагог настраивается на отказ от процедуры аттестации вообще, постоянно рассматривает вариант неудачи, излишне часто говорит о трудностях аттестационных процедур.
Как уже было сказано выше, период аттестации накладывает дополнительную нагрузку на педагога, и без того эмоционально перегруженного.
Как избежать стресса? Как организовать максимально спокойный период аттестации? Ответы на эти вопросы и умения использовать полученные знания помогут одолеть трудный жизненный период аттестующегося.
Во - первых, меняем режим. Конечно, обязанности мы должны выполнять, но если необходимого ресурса недостаточно, поэтому нужно сберечь ту энергию что есть: уберите из планов, всё, что можно убрать, не отвлекайтесь на то, без чего сегодня можно обойтись.
Найдите возможность восстановиться. Займитесь любимым делом – общение, чтение, прогулка.
Уделите время себе, это необходимо.
Прекратите себя критиковать, чувство вины терзает ум и тело.
Отложите на время принятие решений и построение планов.
Переждите чуть – чуть и принимайтесь за дело.
Так как самочувствие зависит от мотивации и эмоционального состояния, а здоровые нервы и здоровое тело имеют прямую зависимость, то нужно поработать над этим.
Организуйте рабочие паузы для эмоциональной разгрузки.
Освойте и ежедневного используйте приёмы релаксации, направленных на снижение физической, умственной и эмоциональной напряжённости. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30-40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдёт укромный уголок или прогулка на свежем воздухе в одиночку.
Будьте профессионалом только на работе — не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не "сжигали" ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Всё, я уже не... воспитатель... И дальше будьте самим собой.
Следуя этим советам, можно пройти весь период аттестации без стрессов и напряжения, чего я и желаю коллегам.
Позитивный настрой сразу скажется на общем состоянии человека, а также на отношении к нему окружающих. Ведь если человек улыбается, светится уверенностью в своих силах, то к нему так же относятся те, кто рядом. Только улыбка, уверенность в себе, своих силах дают возможность делать трудные вещи лёгкими!