Тренинг «Я родитель, а это значит … »

ГУО «Средняя школа №16 г. Мозыря»

 

Разработал
педагог-психолог

Успенская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Быть родителем – дело и радостное, и трудное. Один из главных вопросов для родителей – как воспитать достойного человека. Сегодня мы с вами поговорим о вас, о ваших детях и о том, какое же значение имеют родители в жизни детей.

Народная мудрость гласит: «Самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку по имени. Поэтому для начала я предлагаю нам познакомиться. 

Упражнение «Представление»

– Необходимо назвать своё имя и черту характера, которая вас характеризует, и начинается с первой буквы вашего имени.

Психологическая зарядка

– Очень приятно со всеми познакомиться. Чтобы раскрепоститься, снять напряжение и лучше узнать друг о друге, предлагаю вам сделать психологическую зарядку. Для этого прошу вас стать в круг. Я буду говорить утверждения, если они вам соответствуют, вам необходимо выполнить определённое действие.

Похлопайте в ладоши те, у кого хорошее настроение.

Поднимите правую руку те, у кого двое и более детей.

Поднимите левую руку те, кто отмечает день рождения осенью.

Попрыгайте те, кто считает себя хорошим родителем.

Станьте на левую ногу те, кто знает, как сделать так, чтобы ребёнку было комфортно в семье.

Станьте на правую ногу те, кто считает, что в воспитании ребёнка главное, это пример родителей.

Поморгайте глазами те, у кого часто возникают сложности и непонимание с ребёнком.

Улыбнитесь соседу справа те, кто ЗА воспитание без насилия.

Улыбнитесь соседу слева те, кто комфортно себя чувствует на нашей встрече.

– Спасибо, присаживайтесь на места.

Упражнение «Этажи»

– Для каждого родителя ребёнок это самое дорогое и ценное в жизни. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа: на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества; на втором этаже – обычные товары средней цены и качества; на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи. На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? Конечно, ответ очевиден, на третьем этаже, где самые лучшие товары. Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был самым умным, красивым…. Может быть, хотим воплотить в нём наши несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваш ребенок не исключение. В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить.

Упражнение «Цветок»

– Сейчас я вам предлагаю посмотреть на цветок, который находится перед вами. Представьте что этот цветок это ваш ребёнок. Напишите в серединке цветка его имя. На цветке множество лепестков, и эти лепестки лучшие качества вашего ребёнка. Предлагаю вам заполнить каждый лепесток на этом цветке.

– Лепестков на цветке много. Заполнили ли вы каждый лепесток? Трудно ли было вам это сделать? Какие ощущения вы испытывали, когда выполняли это упражнение? Я хочу, чтобы этот цветок вы забрали с собой, и каждый раз, когда у вас будут возникать трудности в общении с ребёнком, вы посмотрели на этот цветок, и вспомнили, что ваш ребёнок самый лучший и любимый вами. Мы любим детей безусловной любовью, просто за то, что они есть у нас.

 Самодиагностика «Какой я родитель?»

– Я уверенна в том, что каждый из вас, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «Какой я родитель?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам пройти тест. Вам необходимо ответить на утверждения: да, не знаю либо нет.

Ответы                      Вопрос

«Да »

«Не знаю»

«Нет»

1

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

     

2

Иногда вы обращаетесь за помощью или за советом к другим лицам, если не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

     

3

Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.

     

4

Иногда вам приходится доверять ребенку тайну, которую вы никому другому не доверили бы.

     

5

Вас оскорбляет негативное мнение других людей о вашем ребенке.

     

6

Случается, вы иногда просите прощения у ребенка за свою поведение.

     

7

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

     

8

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка сходство, которое иногда удивляет (радует) вас.

     

9

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

     

10

Вы можете воздержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что игрушек у ребенка много.

     

11

Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

     

12

Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали.

     

13

Ваш ребенок приносит вам больше хлопот, нежели радости.

     

14

Иногда вам кажется, что ребенок учит меня по-новому переосмысливать свое поведение.

     

15

У вас возникают конфликты с собственным ребенком.

     

– За каждый ответ «да», либо «нет» получаете по 10 баллов. За каждое «не знаю» - 5 баллов. Подсчитайте баллы.

Интерпретация результатов:

Если у вас 150-100 баллов, то вы способны к правильному пониманию поведения своего ребенка. Ваши взгляды и суждения часто совпадают с мнением вашего ребенка, вас можно назвать союзником малыша в решении различных проблем. Вас можно признать образцом для подражания.

Если у вас 90-50 баллов. Вы находитесь на правильном пути к пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете решить. Не пытайтесь оправдываться недостаточностью времени для вашего ребенка. Есть несколько проблем, которые вы можете решить самостоятельно, а потому попробуйте это исправить в семье. Не забывайте, что понимать - не всегда значит принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

Если у вас 49-0 баллов. Кажется, можно больше посочувствовать вашему ребенку, чем Вам поскольку он не попал к отцу или матери как к хорошему другу и проводнику на нелегком пути в получении жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно что-то хотите сделать для своего ребенка, попробуйте другой путь. Возможно, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это сложно, но в будущем жизнь вашего ребенка возможно наладиться.

– Конечно, результаты теста нельзя воспринимать как истинное положение вещей, но можно задуматься и проанализировать соответствует ли результат теста вашим ожиданиям.

Упражнение «Модели воспитания»

 – Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него. Ещё один вопрос с которым сталкивается родитель: «Как правильно воспитывать ребёнка?» Каждая семья уникальна. В каждой семье свои правила, убеждения, свои традиции, свой стиль воспитания. И каждый родитель сам решает для себя что ему выбрать. Самое главное, чтобы этот выбор был в интересах ребёнка. Я предлагаю нам сегодня обсудить некоторые стили воспитания и поделится друг с другом советами «Как же правильно воспитывать наших детей?». Перед вами три основных стиля воспитания:

– Как вы понимаете каждую модель? Как вы думаете какая модель наиболее эффективна? Какую модель используете вы? Устраивают ли вас взаимоотношения с ребёнком? Что бы хотели изменить? Каким советом в воспитании ребёнка вы можете поделиться?

– Надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя ту модель, которую будет использовать. И чей то совет обязательно вам пригодится. Самое главное о чём мы должны понимать, что воспитывая в детях смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового ребёнка в современном обществе.

Практическое упражнение «Исправь ошибку»

Сейчас вашему вниманию хочу предложить практическое упражнение «Исправь ошибку». Перед вами описания различных ситуаций. Ваша задача найти ошибку родителей и исправить на более действенное высказывание.

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения. Не следует требовать выполнения сразу же»)

2. Родители говорят своему ребенку: «Так как ты не пришёл вовремя то забудь о прогулках. Мы снимем запрет только тогда, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: «Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил стакан! Вечно у тебя все из рук валится!»

(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать»)

         – Дорогие родители, я надеюсь, что выполняя это упражнение каждый из вас понял. Что любую информацию до детей можно донести в позитивном ключе.

Упражнение «Формула доброго отношения с детьми»

– В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения с детьми». У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос: «Что Я  делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?» Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу.  

– Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого.  А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и  в каждой семье. 

Демонстрация социального ролика «Прививка любви»

         Буклеты «Как стать другом своему ребёнку?»

– Уважаемы родители, чтобы получить от вас обратную связь, предлагаю заполнить анкету.

Анкета

  1. Понравился ли вам тренинг?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________

  1. Был ли тренинг для вас полезен? Чем?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы вы, чтобы такие тренинги проводились чаще? Как часто?

_______________________________________________________________

  1. Какие тренинги вы бы ещё посетили? (указать интересующие вас темы)

_________________________________________________________________________________________________________________________________

No comments

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 246 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»


8-029-831-14-53

Free Joomla templates by Ltheme