Тренинг «Всё начинается с семьи»

ГУО «Средняя школа №16 г. Мозыря»
 
Разработал

педагог-психолог

Успенская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия в семье.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Перед тем как перейти к теме нашей встречи,  предлагаю нам познакомиться. А для этого поиграем в игру «Продолжи фразу»

Игра на знакомство «Продолжи фразу»

– Каждый из участников по порядку вытягивает листик с заданием, где ему нужно будет представиться и продолжить незаконченную фразу: Здравствуйте, меня зовут …, хочу всем сегодня пожелать …

Здравствуйте, меня зовут …, сегодня замечательный вечер потому, что …

Здравствуйте, меня зовут …, от сегодняшней встречи я ожидаю …

Здравствуйте, меня зовут …, и я хочу вам дать совет, чтобы быть в хорошем настроении нужно …

Здравствуйте, меня зовут …, и я считаю, что человек счастлив тогда, когда …

Здравствуйте, меня зовут …, и я уверен(на), что счастливая семья это …

Здравствуйте, меня зовут …, и я могу утверждать, что для создания благоприятной обстановки в семье нужно …

Здравствуйте, меня зовут …, и я хочу всем рассказать, что мой ребёнок (мои дети) самый(е) ….

Здравствуйте, меня зовут …, и я горжусь своей семьёй тогда, когда …

Здравствуйте, меня зовут …, и я уверена в том, что для счастья детей нужно …

Здравствуйте, меня зовут …, и я знаю, что для крепких взаимоотношений в семье необходимо …

Здравствуйте, меня зовут …, и я считаю, что по жизни нужно идти с девизом …

        

Психологическая зарядка

– Очень приятно с вами познакомиться. Чтобы раскрепоститься, снять напряжение, лучше узнать друг о друге, предлагаю сделать зарядку. А зарядка будет непростая, а психологическая. Для этого попрошу всех стать в круг. Я буду говорить утверждения, если они вам соответствуют, вам необходимо выполнить определённое действие:

Похлопайте в ладоши все те, у кого сегодня хорошее настроение.

Попрыгайте все те, кто считает себя хорошим родителем для своих детей.

Потрясите головой все те, у кого в семье время от времени случаются «приступы непослушания».

Дотроньтесь до кончика носа все те, кто чаще хвалит ребёнка, чем ругает.

Поднимите правую руку все те, кто отмечает свой день рождения осенью.

Поднимите левую руку все те, у кого двое и более детей.

Поморгайте глазами все те, выбирает воспитание без насилия.

Погладьте себя по голове все те, кто делает всё возможное, чтобы вашему ребёнку было комфортно в семье.

Улыбнитесь соседу справа все те, кто в любой ситуации поддерживает своих детей.

Улыбнитесь соседу слева все те, кто комфортно себя чувствует на нашей встрече.

– Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях родитель-ребёнок. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня предлагаю вам сделать шаг к познанию своего ребенка, себя и окружающих. Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому-то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Упражнение «Герб семьи»

– С вами мы познакомились, а теперь предлагаю поближе познакомится с вашими семьями. Для этого предлагаю сделать упражнение «Герб семьи». Перед вами шаблон герба. Вам необходимо создать герб вашей семьи. В левой части вам необходимо написать  достижения своей семьи, в правой – планы на будущее, а в нижней – девиз вашей семьи.

Упражнение «Формула успешной семьи»

– Напишите в столбик 10 своих семейных целей (ценностей). Затем напротив каждой цели напишите то, что вы делаете или собираетесь делать, чтобы данную цель достичь. Далее напротив каждой цели напишите то, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей цели стало возможным (барьеры-помехи). Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 целей; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем  – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас семейная цель (ценность). Теперь вы можете продолжить фразу: «Жизнь – это …».

         Упражнение «Дерево мудрости»

         – Хочу предложить вам разработать правила общения и взаимоотношения в семье, которые используете вы и можете поделиться с присутствующими. Перед вами лежат бланки, вам необходимо закончить предложения. Затем предлагаю приклеить ваши ответы на «Дерево мудрости»

1. Я никогда не буду_______________________________________________________

2. Всегда буду знать_______________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к____________________________________

4. Я должна_________________________________________________________________

5. Я не могу_________________________________________________________________

6. Я не хотела бы __________________________________________________________

7. Я хочу_____________________________________________________________________

         – Надеюсь, что эти правила вам пригодятся и вы сможете их применять в своих семьях.

         – А сейчас предлагаю вам к просмотру видеоролик «Мам, давай поиграем»

Просмотр видеоролика «Мам, давай поиграем»

– Печально то, что в современно мире у родителей всё меньше времени на детей. А время бежит, и его не остановить. Задача каждого родителя — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Главное помнить, что ребёнок это важная часть вашей жизни уже сегодня, которую нельзя откладывать на завтра.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)

А сейчас я попрошу вас взять разноцветные солнышки, которые лежат перед вами, а в центре круга написать имя вашего ребёнка. Напишите на каждом лучике, какой ваш ребенок, его черты характера. 

Было ли вам сложно выполнять это задание? В чём были сложности?

         – А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко, которое вы любите просто за то, что оно у вас есть, безусловной любовью. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки, внимания. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Поэтому не забывайте каждый день, говорить своим детям, какие они у вас замечательные и любимые вами. Заберите это Солнышко домой и пусть его тёплые лучики согревают сегодня атмосферу вашего дома.

Тест «Две фигуры»

– Счастье наших детей напрямую связано со взаимоотношениями в семье. Поэтому предлагаю вам пройти игровой тест «Две фигуры». Нарисуйте 2 геометрические фигуры: себя в виде квадрата, ребенка в виде круга. Подумайте, как лучше расположить 2 фигуры на листе.

Интерпретация:

Если квадрат выше круга – мама доминирует.

Если фигуры расположены далеко друг от друга – то у вас сложности в понимании ребенка, нет контакта с ним.

Если фигуры соединяются – то вы противоборствуете с ребенком.

Если фигуры расположены рядом, то вы с ребенком живете в согласии, мире.

Если круг внутри квадрата, сильный контроль над ребёнком.

Если фигуры у вас одного цвета, то вы похожи с ребенком, у вас много общего.

Если фигуры крупные, то вы уверены в себе и в ребенке.

– Конечно, результаты теста нельзя воспринимать как истинное положение вещей, но можно задуматься и проанализировать соответствует ли результат теста вашим ожиданиям.

Упражнение «Разрешено-запрещено»

         – Предлагаю вашему вниманию упражнение «Разрешено-запрещено». Перед вами представлены различные высказывания в адрес ребёнка. Вам нужно их рассортировать. Те высказывания, которые запрещено говорить детям, приклеить в графу «Запрещено», а те высказывания, которые разрешено и нужно использовать в общении с ребёнком, приклеить в графу «Разрешено».

Я тысячу раз говорил тебе, что… ·

Сколько раз надо повторять…

О чём ты только думаешь… ·

Неужели тебе трудно запомнить, что… ·

Ты становишься… ·

Ты такой же, как… ·

Отстань, некогда мне… ·

Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). ·

Как хорошо, что у меня есть ты. ·

Ты у меня молодец. ·

 Я тебя очень люблю. ·

 Как ты хорошо это сделал, научи меня. ·

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. ·

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

– Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще. Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, высказываниях, которые могут повлиять на путь ребенка.

Рефлексия «Чемодан. Мясорубка. Мусорная корзина.»

         – Наша встреча подошла к концу. Для того, чтобы проанализировать была ли она полезна предлагаю упражнение «Чемодан. Мясорубка. Мусорная корзина.» Перед вами три листика. На первом вам нужно записать всё то, что полезное вы вынесли для себя из нашей встречи и положить в чемодан. То, что было интересно, но вы еще обдумаете, вы положите в мясорубку. А ненужную и бесполезную информацию отправите в мусорную корзину.

– Я надеюсь, что вся информация, которую вы сегодня услышали, поможет вам выбрать правильную линию поведения в ваших семьях, а самое главное, заставит вас задуматься о том, что нужно сделать для того, чтобы в ваших семьях всегда было взаимопонимание и любовь. Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга, уважайте и любите друг друга. Ваша семья – это ваша крепость, и насколько она будет крепка зависит только от вас самих. На этом наша встреча подошла к концу. До свидания, до новых встреч!

                                

No comments

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 246 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»


8-029-831-14-53

Free Joomla templates by Ltheme