24 марта 2017 года состоялось заседание районного ресурсного центра библиотекарей на базе ГУО «Средней школы №1 г.Мозыря» по теме «Школьная библиотека - территория сотрудничества»

Сотрудничество библиотек школ города и района с библиотечной системой города и района в процессе привлечения детей к чтению

Библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса. Тем более, если мы говорим о школьной библиотеке – это культурный и информационный центр, который не смог бы жить и работать достаточно хорошо без тесного сотрудничества с воспитателями ГПД, учителями-предметниками, то есть со всеми структурными подразделениями школы.
Библиотека - живой, меняющийся организм, энергию которому дают люди: читатели, учителя, сотрудники библиотеки. Несомненно, сегодня очень важно поддерживать и развивать интерес ребёнка к книге. Школьной библиотеке очень тяжело в одиночку без поддержки справится со своими задачами и проблемами.
Основная работа библиотеки направлена на привлечение учащихся к систематическому чтению, воспитанию у них навыков самостоятельной работы с книгой. Идея развития и деятельности нашей библиотеки - творческое развитие читателей на основе сотрудничества. Что именно можно сделать, чтобы посеять серьёзную, прочную любовь к чтению, воспитать любовь к книге? Мы считаем, что в нашей школе есть не все возможности для решения данной проблемы. Но для этого библиотека должна стать территорией сотрудничества.
Каждый человек уникален и неповторим, поэтому важно уметь жить большой, дружной школьной семьёй, где, несмотря на проблемы, главное место занимают уважение, доверие, понимание и сотрудничество.
Библиотека активно участвует в проведении и подготовке всех школьных мероприятий.
Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека». Оказалось, что пропагандировать книгу, активно используя для этого игровые элементы, очень интересно и увлекательно. А если привлечь к этой работе родителей, учителей, бабушек и дедушек то эта работа становится ещё интереснее. Жаль что с каждым годом все меньше детей интересуется живой книгой.
Внутришкольное сотрудничество даёт нам возможность разнообразить формы и методы работы по привлечению читателей к книге. При активном участии классных руководителей в библиотеке систематически проходят: Литературные праздники, викторины, выразительные чтения, тематические классные часы, беседы, литературные игры.
Самые важные наши помощники в организации детского чтения это родители, дружбой которых мы очень дорожим. Многие родители принимают активное участие в наших мероприятиях, на которых они не просто зрители. Оказывается, многие книги, читаемые в детстве родителями знакомы и любимы и их детьми.
Работники библиотеки приглашаются на общешкольные родительские собрания с выставками обзорами книг. Традиционна встреча с родителями первоклассников.
Библиотека не является отдельно живущим звеном. Тесное сотрудничество с руководителями МО, с учителями – предметниками, общественностью, с ветеранами, с библиотекарями города помогает разнообразить формы учебного процесса, делает жизнь наших учеников более интересной и познавательной.
С коллективом нашей школы работать интересно и легко.
Школа и библиотека - это одно целое. Нас объединяет многое, цели и задачи нашей деятельности почти едины. И дети у нас одни, дети, которые зачастую не хотят учиться. И мы говорим себе: «Не заставляй, а заинтересуй, объясни, и это даст свои результаты. Вразуми, но не обидь детскую ранимую душу».
Охват чтением учащихся нашей школы -90%. Мы и в дальнейшем постараемся сделать всё возможное, чтобы дети с желанием посещали библиотеку, потому что искренне верим, что если ребёнок полюбит книгу ещё в раннем детстве, эту любовь он сохранит на всю жизнь и передаст своим детям.
Приятно что нам помогают работники городских библиотек. Многие из наших детей являются постоянными читателями городских библиотек. Они часто приглашают нас к себе на мероприятия. Проводят обзоры в стенах нашей школы. Мы не можем похвастаться большим ассортиментом художественной литературы особенно для среднего звена. А у них она есть. Вот и проводят они рекламу этой литературы на своих мероприятиях. В стенах Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина часто проходят встречи с интересными людьми на которые также приглашают наших учеников.
Всё это дает свои плоды. Пусть один из всей группы, которая присутствовала на мероприятии спросит о той или иной книги и это уже результат.

 

Печать

Поисково-исследовательская работа в библиотеке

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Поэтому на сегодняшний день актуализируется задача подготовки учащихся в условиях школы заниматься научной и исследовательской деятельностью.

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий исследования от реферата лучше всего обратиться к этимологии обозначающих их слов. Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат», напротив, связана с понятием «референция», т.е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. Напомним, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохранённое преданием, определяло подход философа к изучению действительности. Ставя свои вопросы, отыскивая и анализируя, вместе с собеседниками ответы, философ стремился пробудить в людях жажду свободного познания, он считал, что они все вместе предвзято, пробиваясь к истине, помогают рождению истинного знания, помогают учиться.

В современных условиях значение терминов «исследование» и «исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение, но в них всё также присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской работы в школе?

Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки. Библиотекарь оказывает и методическую, и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи.

При организации исследовательской работы в школе библиотека может  выступать информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими условиями:

  • наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях;
  • высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.);
  • активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.;
  • возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования. Например: «Судьбы поэтов Серебряного века», «Проблемы авторства произведений В. Шекспира», «Проблемы истории книги», «Жизни и деятельности известных лексикографов В.И. Даля и С.И. Ожегова» и т.д. Именно библиотекари выступают в таких исследованиях инициатором и доминирующим субъектом, выявляя проблемы и организуя их рассмотрение и решение. При осуществлении подобных исследований у библиотекаря нарабатывается опыт исследовательской работы;
  • возможностью создания банка проектных работ с целью дальнейшего их использования в порядке ознакомления с опытом исследовательской  деятельности, для разработки и проведения смежных исследований, уроков, библиотечных уроков, массовых мероприятий.

С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся.

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, а также и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Печать

Библиотека и школа: пути взаимодействия

Современные библиотеки сильно отличаются от библиотек десятилетней давности. У них появилось больше возможностей для помощи образовательному процессу. Активно идёт процесс взаимодействия библиотек и школ в работе. У библиотек появились новые технологии, с помощью которых они имеют возможность предоставлять ученику и педагогу наиболее полную и достоверную информацию. И всё же главной задачей библиотеки на современном этапе остаются образовательные, воспитательные функции, прививание вкуса к самостоятельной работе с книгой.

Конечно, основной целью библиотеки остаётся привлечение читателя-школьника к чтению. Если ребёнок читает только учебник, то он не получает всего того разнообразия знаний, которое существуют. И поэтому мы организовываем свою работу так, чтобы школьнику было интересно прийти в библиотеку, и найти материал по интересующей его теме, а так же с увлечением провести своё свободное время.

Интерактивные формы работы в библиотеках становятся с каждым годом всё актуальнее и популярнее у современных читателей, в первую очередь детей. Независимо от возраста они с огромным удовольствием участвуют в различных игровых испытаниях, с азартом выполняют задания, отгадывают ребусы, соображают, задумываются… И ищут ответы на свои вопросы в книгах.

В каникулярный период проходили различные мероприятия, объединенные циклом «Сюрпризные дни». Ребятам предлагалось поучаствовать во фруктовой викторине, где призами были фрукты; в день шуточных викторин каждый мог представить себя тем или иным сказочным персонажем; в день приятных сюрпризов всех ребят ожидал подарок; «Книгопад советов» отличался тем, что советы и рекомендации давали герои книг. Например, книги, которые предлагал прочитать Незнайка, пользовались большим спросом у юных читателей. В день беспроигрышной лотереи ни один участник не остался без приятного выигрыша. И завершающим был день получения «смешариков». Ребята рассказывали библиотекарям о забавных случаях из их жизни, о любимых книгах, а взамен получали украшенный воздушный шарик.

Такие мероприятия запоминаются детям.

В нашей библиотеке стало традицией проводить регулярные экскурсии по библиотеке: здесь дети знакомятся с книжными выставками, каталогами, картотеками. Экскурсия полезна и педагогу - он сможет выяснить, какую помощь сможет оказать библиотека ребёнку, понаблюдает за реакцией школьников. С этой целью в библиотеке ведётся постоянная работа по библиотечно-библиографическому просвещению школьников: проводятся циклы библиотечных уроков, театрализованные представления по данной теме.

Очень интересно проходят литературные квесты. Это активная форма форма работы, в основе которой игра-поиск. Маршрут его связан с сюжетом определенных книг и их героев.

В последние годы большую популярность приобрёл проектный подход к организации работы, который позволяет быстро и эффективно достичь конкретного результата в определённые, как правило сжатые сроки с использованием ограниченных ресурсов.

В нашей библиотеке проводится работа по реализации проекта «Интерактивная выставка как средство самовыражения библиотеки», цель которого показать читателю, что библиотечная выставка не только фрагмент интерьера библиотеки, но и одно из самых действенных средств рекламы библиотечных фондов.

Каждая выставка оформлена в нестандартной форме. Выставки организуются к определенной дате календаря, возле них проводятся обзоры, информационные клипы, они сопровождаются литературными викторинами, кроссвордами, играми.

К неделе детской книги оформлена выставка «Волшебные, мудрые , детские книжки».

Воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку, повышения интереса всех слоев населения к лучшим произведениям белорусской литературы остается одним из актуальных направлений в работе библиотек. Для пропаганды белорусской книги ежегодно в феврале проводится декада белорусской и краеведческой литературы «Мову родную, край свой любіце», используются разнообразные формы работы: вечера-встречи, литературные вечера, знакомства, часы поэзии, вечера-портреты, викторины.

В день родного языка в библиотеке прошла творческая встреча с белорусским писателем Евгением Сергиеней, автором книги « Пра Патапку і іншых знаёмых» и иллюстратором книги Екатериной Кот. Школьники познакомились не только с творчеством писателя, но и послушали музыкальные произведения, положенные на стихи автора.

Уделяется внимание и экологическим проблемам Мозырщины. Тема загрязнения окружающей среды бытовым мусором очень актуальна. « Поговорим о мусорном менталитете». Мероприятие было выездным на станцию по сортировке коммунальных отходов. Начальник участка рассказал о «мусорной проблеме» в Мозыре и районе, объяснил, что такое твердые бытовые отходы, об опыте утилизации бытового мусора, как за рубежом, так и у нас в стране, в частности, в городе Мозыре. Ребята задавали вопрос о том, как ведётся борьба со свалками, предлагали свои идеи, которые помогут уменьшить количество отходов от жизнедеятельности человека.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что библиотеки, проводя различные мероприятия, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний детей, полученных в школе.

Печать