19 августа 2016 года проходило заседание ресурсного центра библиотекарей по теме «Повышение профессионального уровня библиотекарей по использованию информационно-коммуникативных технологий».

Совершенствование профессионального уровня библиотекарей по использованию информационно-коммуникативных технологий

Современное развитие общества повысило значимость информации  и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов. Специалисты библиотечного дела приходят к выводу, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии.

       Сегодня происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и преумножения культурного наследия добавляются функции  информационных центров, предоставляющих доступ к мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания, характер взаимодействия с различными социальными группами.

Поэтому, в условиях усложнения целей и задач деятельности школьной библиотеки, освоения ею современных технологий обслуживания пользователей, возникает   необходимость  в приобретении и усовершенствовании работниками библиотек профессиональных знаний, навыков и умений. Особенно это касается овладения новыми информационными технологиями, основанными на компьютеризации библиотечных процессов. В связи с таким положением, большое значение приобретает повышение квалификации библиотекарей, их профессиональный рост.

Для школьных библиотекарей основной формой профессиональной переподготовки определены курсы повышения квалификации, которые мы проходим организационным путем через каждые 3 года

       Также, новые профессиональные знания, новые методики мы получаем на семинарах, совещаниях, заседаниях ресурсных центров школьных библиотек.  Одной из действенной формы в профессиональном  росте библиотекарей является обмен опытом работы. Опыт работы многих школьных библиотекарей свидетельствует о том, что компьютер и книга не антагонисты. Компьютерные технологии, активное использование Интернет-ресурсов,  способствуют активизации чтения учащихся.

        Поэтому особое внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками библиотечных работников при пользовании компьютерными технологиями, использованию Интернет- ресурсов, организацией мультимедийных презентаций. Библиотекарь должен быть настоящим профессионалом, квалифицированным помощником и посредником между информацией и пользователем. Для этого библиотекарю необходимо в совершенстве владеть компьютером. Огромную помощь в овладении навыками пользования компьютером мне оказали курсы по информацинно-коммуникационным технологиям, которые я проходила в 2012г. в Гомельском областном институте образования.

     В век информации, наше  так называемое «компьютерное поколение» интересует в библиотеке не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с учащимися невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования.  Информационные технологии навсегда изменили привычную деятельность нашей библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для нас, информатизация – это не самоцель, а приложение к своей работе, которая позволяет выполнить её более эффективно и качественно. Мы стараемся активно использовать технологические изменения,  которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимой, чем прежде, своим читателям.

 Компьютеризация библиотеки позволило нам создать электронную базу данных фонда учебников, а используя программу Мiсrosoft. Excel провели мониторинг учебной литературы.

Учитывая высокую активность подрастающего поколения в сети Интернет, разработан сайт школы (http:\\www.mozyr-school11.narod.ru), где выделена информационная страница библиотеки, на которой размещена информация и презентация нашей библиотеки. Каждые две недели страница обновляется новой информацией.

Информационные технологии – это реальная возможность для библиотек перейти на качественно новый уровень работы, принципиально по-новому взглянуть на все составляющие нашей библиотечной деятельности. В массовой работе с читателями мы стали применять  наряду с традиционными формами работы и инновационные: мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, слайд-путешествия, электронные викторины, выставки, шоу-представления. Ежегодно для учащихся 3-их классов  проводим электронную викторину «Путешествие по сказкам», а для учащихся 4-ых – электронную игру «Поле чудес» и шоу-представление «Книжкина неделя». Ко Дню юного героя-антифашиста с учащимися 6-ых классов проводим вахту памяти «Маленькие герои большой войны». В ходе мероприятия учащиеся посмотрели презентацию и узнали о подвигах пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны. Во время проведения предметных недель в школе, совместно с учителями-предметниками и классными руководителями проводим литературно-музыкальные вечера, композиции, посвящённые памятным датам писателей-юбиляров. В библиотеке  также проводим виртуальные экскурсии, путешествия, электронные выставки, посвящённые белоруским писателям-юбилярам: І. Шамякину, І. Мележу, К.Крапиву, З. Бядулі и др.

Уроки  информационной культуры в библиотеке проходят   с применением мультимедиа. На каждый урок ИКТ у нас разработаны красочные презентации.

Использование электронных технологий в массовой работе с читателями  помогает быстрее подать нужную информацию, позволяет разнообразить и обогатить внутренний мир наших читателей, что свидетельствует об активном  участии наших учащихся в проводимых мероприятиях и посещении библиотеки.

                Таким образом, обслуживая  читателей,  не только в традиционном локальном режиме, но и с применением   новых информационных  и мультимедийных технологий, позволило нам  одновременно использовать различные способы предоставления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук, а  важнейшей особенностью мультимедийных технологий  является интерактивность – способность читателя влиять на работу  информационного средства. Мультимедийные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы с книгой, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления  различных профессиональных умений и навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы  и методы обучения. Из всех  инструментов  мультимедиа наилучшими выступают презентации, программные продукты и др. Поэтому  мы стараемся все мероприятия проводить с применением мультимедийных технологий. В настоящее время  у нас  создана  электронная папка  с презентациями по различным направлениям идеологической и воспитательной работы,  которые мы используем  не только в  своих  мероприятиях, но и  предлагаем  учителям-предметникам, классным руководителям,  педагогам-организаторам, социальным педагогам.

      Список презентаций в электронной папке (по направлениям и темам):

  1. a) по патриотическому воспитанию (“Историко-культурное наследие Беларуси”, “Сімвалы роднага краю” “Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить” и др.)

б)        по здоровому образу жизни (“Жизнь без наркотиков”, “Витамины”, “Такие разные диеты” и др.);

в)        по образовательному процессу (презентации белорусских писателей, “Знаменательные и памятные даты”);

г)         по краеведению (“Зямля бацькоў – мая зямля”, “Познай Гомельщину”, “Мозырь - золотое кольцо Гомельщины”,  ”Вуліцы горада Мазыра” “Мозырь в Велікой Отечественной войне”).

      В настоящее время мы работаем над созданием  информационных баз данных, ведем журналы учета  и использования ЭСО, работаем с программой «Библиограф». Идёт накопление  видеотеки с фильмами и мультфильмами, разнообразными мультимедийными средствами.

       Современное техническое оснащение  библиотеки позволило нам заняться информационно-рекламной и издательской деятельностью. Основу деятельности любой школьной библиотеки  составляют информационные услуги, т.е. предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившими запросами или выявленной информационной потребностью. Информационные услуги нашей библиотеки.  в данном случае, складываются из традиционных, ориентированных на  работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением новых информационных  технологий. Основным направлением в работе библиотеки мы считаем своевременное и качественное информационно-библиографическое обслуживание всех участников образовательного процесса. С помощью компьютера в этом направлении мы стали применять новые формы информирования учащихся, педагогов и родителей: составление  информационных и рекомендательных списков литературы в виде буклетов, памяток, закладок,  бюллетеней.  Важным при выпуске буклетов является ориентирование на целевую аудиторию. В зависимости от этого и подбирается материал, определяется стиль буклета. Работу над составлением буклетов, мы начали давно, в 2010г. С библиотекарем Майоровой Е.Д. были составлены буклеты по внеклассному чтению русской и белоруской литературы для учащихся 1-11-ых классов, которые до сих пор пользуются большим спросом не только нашими учащимися и педагогами, но и родителями. Также, были выпущены серии буклетов для учащихся и педагогов «Это интересно…,» «Все для любознательных…» (по страницам журналов «Фокус», «Мастацтва», «Филолог» и др.). Но мы не остановились на достигнутом, и с новым библиотекарем Рабинюк А.С. расширили выпуск информационно-рекламных продуктов и на протяжении последующих лет составили:

  • памятки для родителей («Как измерить талант?», «Как общаться с ребенком?», «Подготовка и сборы ребенка в лагерь», «10 заповедей Божиих» и др.)
  • памятки-закладки для выпускников и педагогов «Подготовка к тестированию», «Выбираем профессию»
  • буклеты («Книги-юбиляры», «Писатели-юбиляры», «Читателя растим в семье»)
  • листовки («Как правильно читать книгу?», «Советуем прочитать», «Время читать!»)
  • закладки ( «Почитай-ка со мной», «Книга, писатель, время»)
  • информационные бюллетени новых поступлений художественной и учебно-методической литературы («В помощь учителю», «Беларускія пісьменнікі прапануюць”)

     Работу по созданию буклетов можно выделить в несколько этапов:

  • Определение целей и задач;
  • Выявление литературы и составление библиографического списка;
  • Копирование текстов микро-документов, отраженных в списке;
  • Группировка текстов документов;
  • Написания оглавления и предисловия;
  • Выбор формы и оригинального оформления.

 Безусловно, работа в режиме современных информационных технологий требует от нас не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат времени. Но отрадно заметить, что все наши усилия дают свои результаты: за последний год заметно выросло число посещений библиотеки, увеличилась книговыдача, улучшилось качество обслуживания.     

За прошлый учебный год в нашей библиотеке зарегистрировалось- 1074 читателей, из них учащихся:

      1 – 4 -ых классов – 371 

      5 – 9 -ых классов – 474;

     10 –11-ых классов – 125

      педагогов – 104

    Процент охвата учащихся чтением составляет – 87%

    Таким образом,  применение информационных технологий  оказывает существенное влияние на все направления деятельности библиотеки, на организацию работы, наполняет новым содержанием задачи и  функции, а также формы и методы обслуживания  пользователей. Наличие в библиотеке электронных продуктов, новых услуг, связанных с применением  автоматизированных систем и оргтехники,  многократно повышает  авторитет библиотеки и привлекает  к ней  все больше читателей, преобразовывая  ее в ресурсный центр школы.

      И в заключении, хочу отметить, что, сегодня, к  нам, библиотекарям, предъявляются высокие требования к образованию и умению  учиться. Наша профессия требует постоянного обновления знаний, чуткого реагирования на все изменения, происходящие в социальной и образовательной среде.

         Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было бы очертить для нее. И образование это только начало. На самом деле библиотекарю приходится учиться все время, пока он работает в библиотеке.

         Таким образом, постоянное повышение квалификации библиотекаря становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, определяющей ее качество. Известный российский книговед Н.А. Рубакин отмечал: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Печать

Анализ работы районного ресурсного центра библиотекарей за 2015/2016 учебный год

В районный ресурсный центр библиотекарей входят библиотекари города Мозыря и Мозырского района.

Работа в 2015/2016 учебном году была направлена на выполнение следующих задач:

  • ознакомить с новыми нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими письмами;
  • определить направления работы сельской школьной библиотеки

в новом учебном году;

  • представить эффективный опыт работы библиотекарей;
  • определить направление работы с библиотечными фондами.

Поставленные задачи решались посредством работы с нормативными документами, проведения совещаний, семинаров, обменом опыта.

За 2015/2016 учебный год библиотекари посетили 4 заседания районного ресурсного центра, которые проходили на базе ГУО «Средняя школа № 16 г.Мозыря», ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района», ГУО «Средняя школа № 11 г.Мозыря». При проведении заседаний использовались различные формы и методы (инструктивно-методическое совещание, семинар-практикум, обмен опытом, анкетирование, консультации). Библиотекари продемонстрировали достаточно высокий профессиональный уровень. Поставленные цели были достигнуты. Библиотекари со стажем делились опытом работы (Курмаз Г.Л., Тетерич В.Ф., Белошицкая Е.П.,Вайтнер Л.А. и др.).

В ходе заседаний библиотекари ознакомились с содержанием нормативных правовых актов, инструктивно-методических материалов, организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек в 2015/2016 учебном году, что позволило качественно организовать работу. Знакомились с особенностями электронного учебника. Совершенствовали знания по ведению библиотечной документации. При обмене опытом представляли инновационные формы и методы по популяризации книги и чтения. А также были отмечены возможности и трудности, с которыми сталкиваются сельские школьные библиотеки.

Информацию, полученную в ходе заседаний, библиотекари принимали к сведению.

В новом учебном году уделить внимание следующим направлениям работы районного ресурсного центра:

  • продолжить работу по сохранности фондов библиотек;
  • совершенствовать профессиональный уровень по использованию информационно-коммуникативных технологий;
  • повышать профессиональный уровень библиотекарей по организации работы духовно-нравственного направления;
  • внедрять в практику работы школьных библиотек поисково-исследовательскую работу;
  • работать над повышением своего профессионального уровня, изучать литературу;
  • осуществлять взаимопосещение других библиотек города и района.

Печать