Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

  2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и включает План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016­2020 гг.

  3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

  4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

  5. Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

  6. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений; создание условий для формирования                                                                предприимчивости,

инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

  1. Основными направлениями воспитания обучающихся являются: идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к                                                                представителям других культур,

национальностей, вероисповеданий и др.;

экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;

эстетическое воспитание,                      направленное                на формирование

эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

  1. Целью Программы является создание условий (научно­методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

  2. Задачи Программы:

содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;

определение содержания основных направлений воспитания; ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др.

  1. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь (далее - Минобразование), республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее - облисполкомы, Мингорисполком), учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее - учреждения образования), общественные объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее - ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), Белорусский профессиональный союз работников образования и науки.

  2. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

  3. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.

  4. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

  5. В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:

успешная социализация личности в современном обществе; сформированность гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;

сформированность информационной и политической культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт;

обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;

приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям;

сформированность поликультурной компетентности, умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;

сформированность умений и навыков деловой активности молодежи, создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечение оптимальных условий для профессионального самоопределения и обучения, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;

овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом;

сформированность у обучающихся экологической культуры, усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности;

сформированность профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности;

сформированность психологической культуры личности, гуманистических отношений между субъектами образовательного взаимодействия, развитие всех сфер личности, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;

сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;

приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала детей и учащейся молодежи, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности;

осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности;

формирование ответственной, конкурентноспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь.

 

План мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

Исполнители

Идеологическое воспитание

1.

Осуществление в учреждениях образования анализа качества воспитания с применением новых диагностических технологий и использованием современных информационных методик

Постоянно

Министерство образования (далее - Минобразование),

Облисполкомы,

Мингорисполком, учреждения образования

2.

Проведение в учреждениях образования еженедельных информационных часов для обучающихся с участием представителей республиканских органов государственного управления; информационно-пропагандистских и лекторских групп

Постоянно

Минобразование,

Облисполкомы,

Мингорисполком, учреждения образования

Белорусский профессиональный союз работников образования и науки

3.

Совершенствование работы учреждений образования по воспитанию уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь (размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий), в том числе проведение смотров- конкурсов на лучший уголок государственной символики

Постоянно

Минобразование,

Облисполкомы, Мингорисполком, учреждения образования, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи (далее - ОО «БРСМ»), общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее - ОО «БРПО»)

 Скачать полностью=>>>

Печать