Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке

Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке

v Создать доброжелательную атмосферу при опросе

v Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски

v Предложить ученику примерный план ответа

v Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики

v Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием

v При изложении нового материала необходимо:

v Поддержать интерес к усвоению темы учащимися

v Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала

v Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.

Самостоятельная работа на уроке, рекомендации:

v Разбить задания на этапы, части

v Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися

v Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров

v Напоминать о правилах и свойствах необходимых при выполнении учебного материала

v Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений

v Инструктировать о правилах оформления выполненных заданий

v Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками

Организация самостоятельной работы:

v   Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала

v   Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов и т. д.

v   Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий

 

 

 

 

Рекомендации учителям по взаимодействию с учащимися, испытывающими эмоциональные и поведенческие трудности

Рекомендации
по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

ü Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;

ü Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;

ü Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;

ü Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;

ü Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;

ü В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;

ü Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;

ü Не сравнивайте учащегося с окружающими;

ü Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;

ü Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

В урочной деятельности:

  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
  • Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.

Во внеурочной деятельности:

ü Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки;

ü Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

Рекомендации
по работе с учащимися, проявляющими агрессивность

Общие требования:

ü Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности;

ü Ситуации общения в группе сверстников;

ü Условия для проявления инициативы ученика в четко обозначенных пределах дозволенного поведения;

ü Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений;

ü Наличие постоянного ответственного поручения в группе;

ü Общение на равных, проявление доверия;

ü Недопустимость использования в диалоге с агрессивными учащимися бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства;

ü Обсуждение поведения учащегося только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева;

ü Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

В урочной деятельности:

  • Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания;
  • Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение;
  • Доброжелательная аргументация выставляемой оценки;
  • Недопустимость ведения урока в присутствии ребенка в раздраженной манере, тем более адресованной ему.

Во внеурочной деятельности:

ü Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного ребенка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть;

ü Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд.

 

Рекомендации
по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность

с истерическими реакциями

Такие учащиеся характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.

Общие требования:

ü Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей;

ü Объективное отношение к успехам и заслугам ребенка;

ü Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми;

ü Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо);

ü Чаще давать понять, что ребенок сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки;

ü Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением;

ü Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание;

ü Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго;

ü Повышение самооценки, уверенности в себе.

В урочной деятельности:

  • Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения;
  • Постепенный переход к более сложным заданиям;
  • Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности;
  • Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности;
  • Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки;
  • Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда.

Во внеурочной деятельности:

ü Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов;

ü Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения;

ü Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии.

 

Как помочь в классе ученику с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Поведение ученика

Предлагаемое решение

Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном.

Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.

Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.

Увеличьте расстояние между партами.

Задания

Неспособен завершить работу в заданное время.

Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.

Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы.

Ему трудно следовать указаниям.

Объединяйте письменные указания с устными.

Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.

Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.

Жалуется, что на уроках ему скучно.

Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока.

Легко отвлекается.

Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности.

Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.

Неспособен понять главное в уроке или задании.

Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.

Выкрикивает ответы или перебивает других.

Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали.

Нуждается в поощрении.

Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Организация / Планирование

Нет порядка в бумагах.

Порекомендуйте ему папки с разделами.

Забывает, что задано на дом.

Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий.

Теряет книги.

Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

Настроение / Общение

Не понимает норм социального поведения.

Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей.

Не имеет навыков совместной работы с другими.

Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников.

Соученики его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников.

Неуверенность в себе.

Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в себе.

Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.

Легко отчаивается.

Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.

Легко раздражается.

Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником.

 

Рекомендации
по работе с замкнутыми учащимися

Таких учащихся характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют. Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

  • Принятие интровертированного ребенка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему;
  • Включение в группу только с его личного согласия;
  • Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими;
  • Терпимое отношение к «чудачествам» ученика;
  • Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, что может помочь умелому включению ученика в групповое взаимодействие;
  • Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики;
  • Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов);
  • Учет интереса к точным наукам;
  • Учет непредсказуемости мышления и поведения;
  • Отношения с учеником строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других;
  • Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи;
  • Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу.

 

В урочной деятельности:

  • Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности;
  • Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить ученика с одного вида деятельности на другой;
  • Поэтапный контроль работы.

Во внеурочной деятельности:

ü Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний ученика;

ü Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий).


 

Взаимодействие с учащимися подвижного типа

Такие дети долго не могут собраться и приняться за работу. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, у них много разнообразных занятий, и, переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный ученик ничего не планирует. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

Рекомендации по работе:

  1. Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;
  2. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;
  3. Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать.

 

 

Взаимодействие с учащимися инертного типа

Спокоен на уроках. Он не склонен “разбрасываться” на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он практически ничего не успевает. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети.

Рекомендации по работе:

  1. Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
  2. Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;
  3. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
  4. Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
  5. Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
  6. В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.

В работе с подвижными и инертными учениками следует обращать внимание на следующие учебные ситуации:

  1. задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
  2. ситуации, требующие высокого темпа работы;
  3. ситуации, требующие быстрого переключения внимания;
  4. ситуации, когда время жестко ограничено;
  5. однообразная монотонная работа;
  6. длительная работа, требующая высокого умственного напряжения;
  7. одновременное усвоение нового и повторение старого материала.

 


 

Взаимодействие с учащимися с разными доминирующими репрезентативными системами

 

Активный репрезентативный канал восприятия – доминирующий канал восприятия.

Виды каналов восприятия:

1.          Визуальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы зрения;

2.          Аудиальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы слуха;

3.          Кинестетический – восприятие мира (предметов и явлений) через ощущения.

Как узнать визуала?

Визуальный ученик: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, он всегда читает сам. Его тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. При разговоре применяет много прилагательных. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации.

Сажать на первую парту. Они должны видеть больше наглядности и описательных слов.

 

Как узнать аудиала?

Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет. Успешен в изучении иностранных языков. Не может сосредоточиться в условиях шума.

Могут сидеть от педагога дальше, чем визуалы; но голос педагога должен быть понятным и отчетливым. Учителю при объяснении материала использовать красочные эпитеты.

Как узнать кинестета?

Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Система восприятия визуала – самая медленная.

Должен всё время чувствовать присутствие педагога и осознавать свою значимость для него. Использовать тактильные контакты со словами поддержки.

Не сравнивать с другими не в его пользу.

 

Рекомендации учителям по использованию приемом предупреждающих утомляемость учащихся

 

1.     Темп речи;

2.     Дидактические (использование различных видов деятельности на уроке, активная форма урока, проведение нестандартных уроков);

3.     Психологические (активизация познавательных процессов, создание комфорта в классе);

4.     Технические (физкультминутки, паузы до и после постановки вопроса, повторение важнейших мыслей, понижение или повышение голоса)

 

No comments

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 246 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»


8-029-831-14-53

Free Joomla templates by Ltheme