I. Анализ ТДЦ (триединой дидактической цели урока).
- Определить краткость, четность и простоту формулировки ТДЦ. Заложен ли в ней конечный результат (чего достичь, чему научить, чему научиться?);
- Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
- Определить степень осознанности цели самим учителем;
- Определить соответствуют ли воспитывающий и развивающий аспект образовательному аспекту ТДЦ;
- Оценить насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли она понятна и осознана ими.
II. Анализ содержания учебного материала.
- Определить соответствие учебного материала требованиям учебных программ;
- Определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, его связанности, опора каждого последующего понятия на предыдущее;
- Рассмотреть дает ли организация рассмотрения материала возможность выделить его ведущую идею;
- Определить уровень доступности содержания учебного материала:
- простоту;
- понятность;
- отсутствие упрощенности;
- доступный уровень сложности.
- Установить воспитательные возможности данного учебного материала;
- Рассмотреть возможности содержания учебного материала для развития учащихся, определив, каким образом на основе данного учебного материала может быть достигнут развивающий аспект ТДЦ;
- Определить связь теоретической части учебного материала с практической и наоборот;
- Рассмотреть логичность построения учебного материала:
- соответствие общего и частного;
- однозначность терминологии;
- отсутствие повторения.
- Дать оценку целостности, связанности содержания учебного материала.
- Оценить взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; межпредметные связи по содержанию (использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, использование задач и текстов с производственным содержанием для создания проблемных ситуаций).
- Оценить информационное пространство урока; достаточный (оптимальный) объем материала, использование различных источников знаний, ТСО, дидактического материала (на каком этапе и с какой целью).
III. Методы обучения.
- Какие общие методы обучения использовались и их педагогическая целесообразность;
- Каков характер деятельности учащихся и учителя при использовании данных методов;
- Оценить методы активизации познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, частично-поисковые, проблемного изложения, исследовательские);
- Выявить соответствие методов обучения содержанию учебного материала, обеспечили ли они должную систему его усвоения;
- Определить насколько методы обучения соответствовали реальным возможностям учащихся группы;
- Установить результативность методов через анализ знаний учащихся, полученных в ходе применения учителем этой системы методов.
IV. Деятельность учителя
- Определить характер деятельности учителя: по организации УВП – это учитель информатор или организатор познавательного процесса;
- Была ли на уроке обратная связь с учащимися, ее эффективность;
- Качество речи учителя (оптимальность темпа, дикция, образность, эмоциональность);
- Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного стиля управления уроком и деятельностью учащихся;
- Воспитательное воздействие урока:
- использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;
- воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке.
V. Деятельность учащихся на уроке
- Включенность учащихся в познавательную деятельность;
- Актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале, сопоставлять, обобщать, анализировать);
- Степень самостоятельности учащихся на уроке;
- Развитие навыков общения, сотрудничества, коллективной работы;
- Достаточность учебной нагрузки на учащихся, культура учебного труда.
VI. Домашнее задание
- Рациональность места домашнего задания на уроке;
- Наличие и качество инструктажа по выполнению домашнего задания;
- Какие виды домашнего задания были предложены (обязательное, по выбору, свободное, опережающее, творческое, дифференцированное…);
- Ориентация на ведущую идею в содержании домашнего задания.
VII. Общие выводы по уроку
- Урок цели достиг;
- Урок цели не достиг;
- Урок цели достиг частично.