"Человек перестает мыслить, когда перестает учиться"
Л.Толстой.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
В.И. Зверева

Основные этапы работы учителя над методической темой:

1-й этап – подготовительный. Август, сентябрь

  1. -выбор методической темы, над которой учитель будет работать;
  2. определение состава проблемных и творческих групп учителей, классных руководителей. (Для тех, кто будет работать в группе);
  3. определение тематики выступлений на методических совещаниях, форм представления опята деятельности и результата;
  4. разработка плана работы над темой;

2-й этап – основной. Внедрение в практику.

  1. Практическая реализация разработанных и спланированных методов, приемов, методик и т.д.;
  2. Коррекция деятельности;
  3. Повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.) изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы;
  4. диагностика.
  5. реализация плана-графика контрольных мероприятий (открытое мероприятие, подготовленное членами проблемных творческих групп, мероприятия в рамках методической декады, творческие отчеты педагогов, собеседование с учащимися, научно-методический семинар).

3-й этап – завершающий. Обобщение и оценка результатов.

  1. творческий отчет;
  2. открытые уроки и мероприятия;
  3. оформление материалов по наработанным педагогами теме;
  4. самообобщение опыта и его оформление;
  5. индивидуальная работа (стажировоки, школы ППО, тематические консультации и др.);
  6. выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).
  7. анализ над научно-методической темой, (участие в педсоветах, научно-практических конференциях, методсоветах, заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей);
  8. участие в тематических выставках;

4-й этап – анализ и прогнозирование.

  1. Самооценка уровня профессионального мастерства;
  2. Сбор и накопление материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы, образцы планов самообразования и конспектов уроков, разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета.
  3. Определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования ОП..

Основные принципы эффективного урока:

  1. учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика,
  2. организация учителем активной, разнообразной и посильной деятельности каждого ученика, для чего не менее 50% уроков должны быть уроки комплексного применения знаний, обобщения и систематизации и контроля и коррекции,
  3. создание ситуации положительного нравственного выбора, умения вести диалог, слышать и слушать достойно, высказываться и понимать других,
  4. создание условий для недопущения пробелов в знаниях, для чего использовать дифференцированные домашние задания, различные формы дистантного обучения с использованием интернет ресурсов,


учитель одновременно:

  1. дает знания, формирует учебные умения и навыки как основу для дальнейшего образования;
  2. отрабатывает основные мыслительные операции: логические, исследовательские, творческие, практические, жизненно-полезные;
  3. вовлекает учеников в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, религии, самопознания;
  4. оказывает учащимся все виды поддержки: педагогической, социальной, правовой, психологической, здоровьесберегающей, культурологической, коррекционно-реабилитационной

Качественное образование – такое образование, при котором выпускник обладает определенными компетенциями:

  1. умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;
  2. умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;
  3. умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;
  4. готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях. (4, с 11, 12)

Принципы личностно-ориентированной педагогики:

  1. Образование – это процесс формирования и развития личности, которая должна находиться в гармонии с окружающим миром.
  2. Каждый человек неповторим. С самого раннего возраста – он личность.
  3. Не вести, а сопровождать ученика на образовательном пути, учитывая его потенциальные способности и возможности.
  4. Учить ребенка – это значит способствовать развитию его личности.
  5. Основное направление этого развития – гуманистическое (человеколюбивое).
  6. И гуманитарное, то есть соответствующее его природным качествам.
  7. Обобщая можно сказать: «Оказание содействия человеку в совершенствовании его отношения к себе, окружающему миру и к другим людям».
  8. Основа личностно-ориентированной педагогики - учет опыта ребенка. Чем больше используется опыт ученика, тем больше потенциал личностно-ориетированного обучения. Опыт – самый разный: житейский, учебный, коммуникационный, социальный и другой

 

 

Печать

Функции и задачи методической работы

Типовые функции и задачи методической работы в школе

Функции методической работы по связи с «внешней средой», т.е. ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;

v Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника(результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);

v Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкости, обогащение педагогической культуры учителя;

v Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);

v Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);

v Залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.

Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.

v Консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

vРазвитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.

vАнализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

vПредупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

vВыявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

vПредупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

vСтимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

vПриобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.

Функции методической работы по отношению к конкретному учитлю, классному руководителю, воспитателю.

vСовершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);

vРазвитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;

vРазвитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);

vРазвитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);

vРазвитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;

vРазвитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);

vРазвитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

vРазвитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.

Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждения.

Печать

Изучение и обобщение педагогического опыта

Рекомендации по изучению и обобщения педагогического опыта

В современной системе повышения квалификации в рамках общеобразовательного учреждения важная роль принадлежит формированию, изучению и обобщению педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это эффективный путь достижения высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Технология изучения и обобщения ППО включает в себя следующие этапы: изучение администрацией содержания, методики, условий, процессов, качества и результатов работы учителя; со стороны учителя - самоанализ, самообследование своей педагогической деятельности. В основу изучения и обобщения ППО может быть положен следующий алгоритм:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, теоретической базы опыта.

2. Аргументация актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.

4. Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта.

5. Непосредственное изучение опыта: а) деятельность учителя: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение различными типами педагогической мыследеятелъности (методической, диагностической, проектировочной, коррекционной); развитие соответствующих личностных качеств учащихся; учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; средства, разработанные автором опыта; материальная оснащенность занятий; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты; пути разрешения конфликтов; б) деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; самостоятельность мнения; умения и навыки самостоятельного усвоения и применения знаний; коммуникабельность; наличие моральных качеств в учебно-познавательной деятельности.

6. Первый этап обработки материалов.

7. Анализ и обобщение, выявление главного, особенного, общего и единичного в опыте.

8.Описание опыта.

9. Оформление материалов.

Анализ и обобщение должны проводиться руководителем совместно с учителем. Для этого руководителю необходимо разработать памятку для совместной работы с учителем.

Печать

Самоанализ руководителя МО

«КАКОЙ Я руководитель?»

Вопросы самоанализа

1. Уважают ли меня? Чувствуют ли себя другие спокойно в моем обществе, или я вызываю раздражение своей бестактностью, критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными непродуманными поступками?

2. Сработался ли я с другими руководителями или я склонен к работе в одиночку?

3. Овладел ли я своей работой или же меня заела текучка? (Уделяю ли достаточное время вопросам организации или занимаюсь только повседневными делами?).

4. Умею ли организовывать труд своей группы?

5. Соответствует ли мое умение способности отчитываться о сделанном?

6. Произвожу ли я в целом хорошее впечатление?

7. Обладаю ли качествами, необходимыми для хорошего руководителя и, в частности, воображением?

8. Умею ли поддерживать дисциплину?

9. Много ли времени уделяю отдыху?

10. Имею ли склонность к пониманию людей и отношусь ли с симпатией и интересом к ним, к их нуждам и проблемам?

11. Способен ли создать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

12. Выдержан ли, справедлив?

13. Отешусь ли ко всем сотрудникам одинаково требовательно или склонен выделять любимчиков?

14. Могу ли говорить. четко и спокойно?

15. Способен ли изыскивать новые возможности, средства, методы? Или же придерживаюсь рутинных способов?

16. Умею ли принимать решения, даже не располагая достаточными данными, и обладаю ли уверенностью, необходимой для того, чтобы действовать на основании одних предположений?

Если Вы на большую часть вопросов ответили утвердительно, то можете считать, что как руководитель состоялись.

Успехов Вам в дальнейшем совершенствовании своих управленческих достоинств!

 

Печать

Аналитический отчет

Аналитический отчет

руководителя методического объединения учителей_________(предмет)

(ФИО полностью )_________________________________________

за период работы с ___________________________по 30.08.2013 г.

 

1. Количественно качественный анализ кадрового состава методического объединения

2. Структура методического объединения (входящие в его состав секции, группы, лаборатории)

3. Реализация методической темы (что способствовало положительному решению задач; причины, препятствующие работе)

4. Планирование работы (на основании чего?). Какие были выбраны формы и виды деятельности. Вопросы, выносимые на обсуждение.

5. Характеристика результатов учебной деятельности (итоги участия школьников в олимпиадах, предметных конкурсах, НПК и т. п.)

6. Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей в рамках методического объединения (наставничество, аттестация, проведение мастер-класса, выступления на методических мероприятиях учреждения образования, участие педагогов в освоении и внедрении педагогических новшеств).

7. Инновационная деятельность членов методического объединения. Проведение исследовательско – экспериментальной работы (при наличии в школе экспериментальной площадки).

8. Изучение, обобщение и использование педагогического опыта коллег.

9. Система контроля за учебно – воспитательным процессом в рамках методического объединения (участие в аттестации, контроль за соблюдением единого речевого режима при ведении школьной документации, посещение уроков и внеклассных мероприятий).

10. Самообразование педагогов (краткое изложение результатов работы, используя примерные памятки, которые показаны в приложении).

11. Внеклассная работа (краткий анализ посещенных мероприятий, выводы).

12. Сотрудничество с другими подсистемами школы (библиотека, методический кабинет, социальная и психологическая служба, творческие группы, школы педагогического мастерства и др.)

13. Выводы о деятельности методического объединения и предложения по совершенствованию деятельности методической службы общеобразовательного учреждения (неиспользованный потенциал возможностей методического объединения, факторы, препятствующие его развитию).

Таким образом, анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом сформулированные окончательные выво­ды, которые подтверждены объективными данными, намечают дальнейшие пути совершенствования и развития педагогических кадров.

Печать