Как помочь ребенку в выборе профессии

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок реализовался, стал успешным и счастливым человеком. Поэтому вопрос профессионального самоопределения подростка рано или поздно встает перед каждой семьей. Конечно, он волнует в первую очередь родителей, чьи дети перешли в 9 класс. Остается год, в течение которого необходимо решить, пойдет ли сын (дочь) учиться в профессионально-техническое (среднее специальное) учебное заведение или останется в школе получать общее среднее образование. Осилит ли ребенок выпускные экзамены после 11 класса, или лучше попрощаться со школой после 9 лет обучения? К сожалению, многие родители, решая все эти насущные вопросы, делают ряд классических ошибок.

Ошибка первая: «Я лучше знаю, что нужно моему ребенку»

   Довольно часто встречаются ситуации, когда родители желают, чтобы ребенок обучался по специальности, которой они сами всегда интересовались. Таким образом взрослые хотят осуществить свои мечты, реализовать себя через детей, не замечая при этом эгоизма собственного поведения.

   Другие родители, не ожидая от своих детей больших успехов на  каком-либо поприще (справедливо или не справедливо – это другой вопрос), ориентируют их на получение рабочей профессии, ограничивая таким образом для них круг возможного профессионального выбора.

памятка

   Третьи при выборе своим ребенком того или иного вида деятельности ориентируют его прежде всего на материальное вознаграждение, подменяя понятие счастья понятием материального успеха. Внушается, что умение «делать деньги» является главным достоинством человека. Причем за этой ориентацией часто стоит не меркантильный интерес родителей, а желание для своего ребенка жизни в достатке, порожденное годами собственных материальных трудностей.

    Не стоит навязывать свое мнение, тем более что ваши аргументы ребенку не всегда понятны. Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится вам. Но это необязательно может нравиться вашему ребенку. Подростка можно заставить согласиться на неинтересную для него профессию, но принятое через силу решение может негативно сказаться на будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням.

   Для начала поговорите, выясните, какое решение собирается принять ваш ребенок и почему. Часто дети поступают родителям наперекор. Выслушайте и попробуйте понять аргументы сына или дочери. Возможно, мысли подростка покажутся вам как минимум интересными, а то и конструктивными.

  Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но возможность принимать решение предоставьте своему ребенку. Помните, что это уже взрослый человек, и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается взрослая жизнь, в которой ему пора принимать самостоятельные решения. Ведь он уже личность и имеет право выбирать сам.

Ошибка вторая: «Престижно, значит, хорошо»

   Нередко папы и мамы оказывают давление на выбор ребенка из соображений престижности будущей профессии. Если ваш ребенок не проявляет математических способностей, а вы не сможете помочь ему трудоустроиться, не стоит отправлять его изучать экономику только потому, что, на ваш взгляд, это престижно. Учеба на престижных факультетах стоит недешево, к тому же нет никакой гарантии, что, получив диплом экономиста, выпускник не останется без работы. Как известно, те студенты, которые обучались платно, распределению не подлежат, а потому трудоустраиваться им придется самостоятельно.

Ошибка третья: «Нам некому помочь»

   Не думайте, что вы – единственный на свете человек, озабоченный судьбой своего ребенка. Учителя в школе тоже могут оказать значительное влияние на профориентацию школьников. Уже с первого класса детям рассказывают о мире профессий, организуют игры, участвуя в которых ребята примеряют на себя различные виды деятельности. В старших классах проводятся факультативы и дополнительные занятия по предметам для развития специальных способностей.

   Пообщайтесь с классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом. Обсудите с педагогами склонности вашего ребенка, ту профессиональную область, в которой, на ваш взгляд, школьник мог бы реализоваться. Подумайте вместе, в какой профессии могут пригодиться его способности или особенности характера. Обычно педагоги знают возможности, сильные и слабые стороны каждого ребенка, ведь наблюдают за его успехами в учебном процессе в течение нескольких лет. Возможно, после беседы с педагогами вы измените свое мнение. Не стоит заставлять ребенка учиться на инженера, если у него гуманитарный склад ума. Ваша задача – помочь и подтолкнуть подростка к принятию верного решения. Если не можете разрешить ситуацию самостоятельно, обратитесь к специалисту.

памятка 2

Ошибка четвертая: «Розовые очки»

   Иногда серьезным препятствием в выборе подходящей специальности являются «розовые очки», сквозь которые молодым людям свойственно смотреть на будущую профессию. Отчасти это недостаток системы образования, которая, по сути, не дает прикладных знаний. Даже студенты старших курсов не всегда в состоянии объяснить, чем будут заниматься после окончания обучения.

 Психологи советуют подростку заранее и как можно ближе познакомиться с профессией, к которой он склоняется. Прекрасно, если молодые люди могут пройти производственную практику в организации интересующего профиля, поскольку это самый действенный способ узнать, насколько подходит желаемая профессия. Альтернативный вариант – изучение соответствующих сайтов. Неплохо, если подросток лично пообщается с представителями интересующей его профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых люди, которые могли бы рассказать о своей работе. После этого попробуйте вместе проанализировать все плюсы и минусы интересующей профессии. Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения, избегайте манипуляций. Также можете привести примеры из жизни: кто, как, почему работает на том или ином месте.

Ошибка пятая: «Поспешность и опоздание»

    Боязнь опоздать с выбором профессии иногда приводит к крайностям – родители начинают задавать вопрос «кем ты хочешь быть?» трехлетнему ребенку. Конечно, всерьез к ответу малыша относиться не стоит, ведь в этом возрасте ребенок еще недостаточно осознает окружающий мир и себя в нем, чтобы сформулировать свое видение вопроса. Но присматриваться к его склонностям, наблюдать за его интересами необходимо. Это поможет правильно выбрать кружок или спортивную секцию, где у ребенка появится возможность реализоваться в определенном виде деятельности. Ведь увлечения, как известно, нередко являются определяющим фактором при выборе профессии.

памятка 3

    Обратной является ситуация, когда родители начинают задумываться о профессиональном становлении ребенка только в выпускном классе. Уже наступает предэкзаменационная пора, а старшеклассник по-прежнему не уверен в выборе профессии, не знает, куда будет поступать. Конечно, известно много примеров, когда люди находят свое призвание далеко не в юном возрасте и, тем не менее, добиваются огромного успеха. Однако к решению такого важного вопроса, как выбор профессии, желательно подойти заранее.

Дорогие родители! Любите своего ребенка, помогайте ему, сотрудничайте с ним, пытайтесь находить точки соприкосновения, и ваш ребенок вырастет уверенным в себе, счастливым человеком. Ведь вы знаете своего ребенка как никто другой и можете во многом ему помочь, в том числе и в выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у подростка лежит душа.

No comments

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

Телефон доверия для детей

8 801 100 16 11

Телефон доверия для детей и подростков

8 017 246 03 03


Телефоны доверия для взрослых г. Минск (круглосуточно)

8-017-35244-44, 8-017-304-43-70


Телефон доверия УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

25-24-99,  25-17-92

 

 Телефон доверия ГУ  «Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения»

8-029-853-76-00, 22-52-38

Телефон доверия  ГУО «Мозырский районный социально-педагогический центр»


8-029-831-14-53

Free Joomla templates by Ltheme