Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников»

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» содержит официальную статистическую информацию, представленную в трех разделах: «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах».

Приведенные в сборнике статистические данные целесообразно использовать при изучении учебных предметов «География Беларуси» (X класс), «История Беларуси» (XI класс), «Обществоведение» (ІХ–XI классы) на базовом и повышенном уровнях, при проведении факультативных занятий по учебным предметам, на учебных и факультативных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при организации воспитательной работы с учащимися.

Темы (разделы) учебных программ, при изучении которых можно использовать материалы статистического сборника, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Раздел сборника

 

Учебный предмет

Класс

Тема (раздел) учебной программы

Моя республика – мой дом

География

X

«Географическое положение и исследования Беларуси»;

«Природные условия и ресурсы Беларуси»;

«Географические ландшафты. Экологические проблемы»; «Природное районирование Беларуси»;

«Население»;

«Области и город Минск»

Обществоведе-ние

Х

Раздел «Социальная сфера общества»:

«Социальная структура общества»;

«Социальная стратификация и мобильность»;

«Семья в современном обществе»;

«Демографические проблемы современности»;

«Нации и национальные отношения»;

«Молодежь в современном обществе»

Обществоведе-ние

ХІ

Раздел «Конституция Республики Беларусь»:

«Основы конституционного строя Республики Беларусь»;

«Органы государственной власти Республики Беларусь»;

Раздел «Основные направления политики белорусского государства»:

«Социальный портрет Беларуси»;

Раздел «Беларусь в современном мире»:

«Глобальные проблемы современности»

История Беларуси

XI

«Общественно-политическая жизнь во второй половине 1990 х гг. – начале XXI в.»;

«Внешнеполитическая деятельность»;

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Наш край»

Я и общество

География

Х

«География сферы услуг», «Области и город Минск»

История Беларуси

ХІ

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Развитие образования, науки и культуры Республики Беларусь»;

«Наш край»

Обществоведе-ние

IX

Тема «Культура человека и общества»:

«Роль культуры в жизни общества»;

«Диалог культур»

Обществоведе-ние

X

Раздел: «Духовная жизнь общества»:

«Искусство»;

«Образование»

Обществоведе-ние

XI

Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:

«Инновационное развитие страны»;

«Развитие культуры и укрепление здоровья нации»; «Приоритеты молодежной политики белорусского государства»

Экономика в цифрах

 

 

 

География

Х

«Общая характеристика хозяйства»;

«География сферы производства»;

«География сферы услуг»; «Беларусь в мировом сообществе»;

«Области и город Минск»

История Беларуси

ХІ

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Внешнеполитическая деятельность»

Обществоведе-ние

X

Раздел: «Экономическая жизнь общества»:

«Роль экономики в жизни общества»;

«Государство и экономика»;

«Человек в системе экономических отношений»

Обществоведе-ние

ХІ

Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:

«Социально-экономическое развитие»;

«Основные цели и задачи развития регионов»;

Раздел «Беларусь в современном мире»:

«Система международных отношений»;

«Горизонты информационного общества»

 

Материалы статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» будут полезны при реализации учебной программы факультативных занятий[1] «Земля Белорусская» для Х класса учреждений общего среднего образования.

Материалы раздела «Безопасность на дороге» рекомендуется использовать при проведении учебных и факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формы использования материалов статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» в процессе обучения учебным предметам могут быть различными:

1) привлечение учителем статистической информации для конкретизации изучаемых теоретических положений в процессе объяснения нового учебного материала;

2) организация практических работ учащихся со статистической информацией с целью формирования и совершенствования информационных компетенций и читательской грамотности: использовать различные источники информации для характеристики изучаемых объектов, извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграмм и таблиц;

3) самостоятельная работа учащихся при подготовке сообщений, рефератов по заданной теме, разработке проектов.

Учителя математики могут использовать данное издание при составлении практикоориентированных заданий по соответствующим темам учебной программы по учебному предмету.

Статистическое издание «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» целесообразно использовать при реализации практически всех направлений воспитательной работы с учащимися, определенных в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: идеологического, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, поликультурного, экономического, эстетического, экологического, семейного, гендерного, трудового и профессионального воспитания, воспитания культуры безопасности жизнедеятельности, культуры здорового образа жизни.

Материалы разделов «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах», а также краткого статистического словаря могут использоваться педагогами учреждений общего среднего образования при подготовке и проведении часов информирования, классных часов, тематических мероприятий (викторин, дебатов, конференций, интеллектуальных игр, конкурсов и т.п.); в работе ученических пресс-центров, объединений по интересам туристско-краеведческого, эколого-биологического, социально-педагогического, общественно-гуманитарного, естественно-математического профилей, а также при реализации следующих учебных программ факультативных занятий:

«Мое Отечество». Учебная программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования (авторы – В.В. Буткевич, О.В. Толкачева);

«Краязнаўства». Учебная программа факультативных занятий для VI–IХ классов учреждений общего среднего образования (автор – Н.К. Катович);

«Основы экологии и профессиональное будущее». Учебная программа факультативных занятий для IX–X классов учреждений общего среднего образования (автор – В.Н. Ковалева);

«Культура здорового образа жизни». Учебная программа факультативных занятий для IX (X) классов учреждений общего среднего образования (авторы – Н.К. Катович, В.Н. Ковалева);

«Туризм». Учебная программа факультативных занятий для VIII–XI классов учреждений общего среднего образования (автор – С.С. Митрахович).

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» размещен  на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь  (http://www.belstat.gov.by/ Официальная статистика / Публикации / Статистические издания / Сборники / / Изучаем Беларусь: статистика для школьников, 2014; 2014 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_589/, 2013 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_492/).

 

[1] Здесь и далее: Все указанные учебные программы факультативных занятий размещены на Национальном образовательном портале www.adu.by

Печать

Календарь международных праздников, знаменательных и памятных дат

1 сентября

День знаний

 

3 сеннтября

День белорусской письменности

 

8 сентября

Международный день грамотности

 

 

 

21 сентября

Международный день мира

 

14 октября

День матери в Беларуси

 

24 октября

Международный день школьных библиотек

 

26 ноября

Всемирный день информации

 

21 февраля

Международный день родного языка

 

3 марта

Всемирный день писателя

 

15 марта

День Конституции Республики Беларусь

 

21 марта

Всемирный день поэзии

 

27 марта

Международный день театра

 

2 апреля

Международный день детской книги

 

12 апреля

День космонавтики

 

26 апреля

День чернобыльской трагедии

 

13 мая

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

 

18 мая

Всемирный день музеев

 

Печать

Календарь юбилейных дат

сентябрь

105-летие со дня рождения Максима Танка

110-летие со дня рождения Сергея Дергая

 

октябрь

85-летие со дня рождения Ивана Пташникова

85-летие со дня рождения Елены Кобец-Филимоновой

120-летие со дня рождения Марины Цветаевой

85-летие со дня рождения Василия Белова

 

ноябрь

135-летие со дня рождения Якуба Коласа

130-летие со дня рождения Тишки Гартного

130-летие со дня рождения Самуила Маршака

 

декабрь

70-летие со дня рождения Алеся Рязанова

95-летие со дня рождения Елены Василевич

 

январь

80-летие со дня рождения Дануты Бичель

 

февраль

125-летие со дня рождения Максима Горецкого

210-летие со дня рождения Винцента Дунина-Марцинкевича

 

март

65-летие со дня рождения Владимира Бутромеева

70-летие со дня рождения Геннадия Пашкова

150-летие со дня рождения Максима Горького

195-летие со дня рождения Александра Островского

 

апрель

75-летие со дня рождения Марьяна Дуксы

 

май

135-летие со дня рождения Янки Мавра

80-летие со дня рождения Владимира Коризны

70-летие со дня рождения Светланы Алексиевич

Печать

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2017/2018 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу сп

Общие положения

Библиотека учреждения образования, реализующего образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – библиотека учреждения образования), является структурным подразделением учреждения образования.

Библиотека учреждения образования осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов[1] для пользования ими всеми участниками образовательного процесса.

Библиотека учреждения образования призвана содействовать процессу обучения и воспитания учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать права его участников (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.

В своей деятельности библиотека учреждения образования руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь:

  • Кодексом Республики Беларусь об образовании;
  • Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры;
  • Трудовым Кодексом Республики Беларусь;
  •  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование»;
  • постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования»;
  • постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»;
  • постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 “О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования”» (в редакции от 22.05.2015 № 42);
  • постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 26 “О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета”»;
  • уставом учреждения образования;
  • приказами руководителя учреждения образования;
  • иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Основными направлениями деятельности библиотеки учреждения образования являются:

организация работы по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда;

организация и ведение справочно-библиографического аппарата информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных);

осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания учащихся, педагогических работников;

оказание помощи в создании образовательных проектов (коммуникационных, видео и др.);

консультирование законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения, а также их информирование о новых поступлениях в библиотеку учебных изданий и книг серии «Школьная библиотека» и др. изданий;

организация мероприятий по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, по формированию информационной культуры;

обеспечение сохранности документов в соответствии с установленными правилами.

Обращаем внимание, что исполнение функций координационного и методического центра сети библиотек учреждений образования республиканского уровня осуществляет библиотека учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 31.03.2017 № 183), а библиотек учреждений образования регионального уровня – институты развития образования.

Организация деятельности и структура библиотеки учреждения образования

Управление библиотекой учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за ее деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несет ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки (учет и сохранение библиотечного фонда, технического оборудования и имущества библиотеки).

Структура библиотеки учреждения образования включает абонемент, читальный зал, хранилище, медиатеку (наличие медиатеки как составной части библиотеки определяется возможностями учреждения образования).

Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на год. План работы библиотеки учреждения образования является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования.

Режим работы библиотеки учреждения образования определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения образования и утверждается руководителем до 1 сентября.

Формированием и обработкой библиотечных фондов, библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей библиотеки учреждения образования, научно-методическим обеспечением деятельности библиотеки занимается библиотечный работник (статья 132 Кодекса Республики Беларусь о культуре), который также осуществляет комплектование, учет, выдачу, возврат, замену и списание учебных изданий и книг серии «Школьная библиотека».

Штатное расписание, условия и порядок оплаты труда библиотечных работников определяются в соответствии с законодательством.

Библиотечный работник обязан повышать свою квалификацию посредством освоения образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (не реже одного раза в пять лет), проходить аттестацию в установленном порядке.

При отсутствии в учреждении образования библиотеки (интегрированная библиотека, расположенная не в учреждении образования) учебные, учебно-методические издания и книги серии «Школьная библиотека» хранятся в учреждении образования. Учет, списание и хранение учебных изданий осуществляется в соответствии с законодательством.

Библиотека имеет право:

  • самостоятельно определять содержание, формы и методы своей деятельности в соответствии с задачами и направлениями деятельности;
  • знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы учреждения образования, получать от педагогических работников сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой учреждения образования задач;
  • исключать документы из библиотечных фондов;
  • устанавливать по согласованию с руководителем учреждения образования правила пользования библиотекой, порядок регистрации пользователей библиотеки;
  • принимать меры по компенсации урона, нанесенного пользователями библиотеки;
  • участвовать в реализации государственных и иных программ, направленных на развитие библиотечного дела;
  • создавать самостоятельные библиотечные программы и участвовать в проектах, программах, конкурсах, координаторами которых выступают библиотеки различных ведомств и организаций;
  • входить в библиотечные объединения, ассоциации (союзы);
  • приобретать, создавать, формировать и использовать информационные ресурсы;
  • осуществлять сбор документов в электронном виде, при необходимости создавать копии документов в электронном виде с выполнением требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

Библиотека обязана:

  • обслуживать пользователей библиотеки учреждения образования в соответствии с правилами пользования библиотекой;
  • обеспечивать сохранность библиотечных фондов, библиотечно-информационных ресурсов, их систематизацию, размещение и хранение;
  • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей.

Управление библиотечным фондом

Комплектование библиотечного фонда может осуществляться путем приобретения документов и подписки на периодические издания, документообмена между библиотеками учреждений образования, получения, создания копий документов в электронном виде, получения документов в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований и иным путем.

В целях обеспечения сохранности, контроля за наличием и движением документов осуществляется учет библиотечного фонда, который включает регистрацию, штемпелевание, инвентаризацию, подведение результатов движения библиотечного фонда и проверку библиотечного фонда.

Организация библиотечных фондов и исключения из них документов оформляется учетными документами, формы которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў» (далее – Постановление), по формам согласно приложениям к Постановлению.

Учет и комплектование библиотеки учреждения образования учебными изданиями

Комплектование библиотеки учреждения образования осуществляется учебными изданиями (печатными и электронными), которым в установленном порядке присвоен соответствующий гриф, а также энциклопедической и справочной литературой, необходимой для организации образовательного процесса.

В соответствии с законодательством учебные издания учитываются и хранятся отдельно от художественной и отраслевой литературы.

Учет учебников и учебных пособий включает прием, регистрацию поступлений, штемпелевание, выдачу учащимся и возврат от них учебных изданий. Штемпель библиотеки учреждения образования, содержащий название учреждения образования, ставится на титульной странице каждого учебного издания.

Учет учебников, учебных пособий в учреждениях образования проводится методом групповой обработки. Общее количество учебников и учебных пособий отражается в книге суммарного учета учебных изданий библиотечного фонда учреждения общего среднего образования (далее – книга сумарного учета) по форме согласно приложению 5 к Постановлению.

На основе книги суммарного учета осуществляется контроль за сохранностью учебных изданий, проверка или передача его материально ответственному лицу.

На каждое учебное издание заводится отдельная учетная карточка учебного издания библиотечного фонда учреждения общего среднего образования (далее – учетная карточка) по форме согласно приложению 6 к Постановлению.

На учебники и учебные пособия того же наименования с одинаковыми выходными данными, поступающими в учреждения образования дополнительно, новая учетная карточка не оформляется, запись делается в предыдущей (ранее открытой) учетной карточке.

Учетная карточка учебного издания регистрируется в журнале регистрации учетных карточек учебных изданий библиотечного фонда учреждения общего среднего образования по форме согласно приложению 7 к Постановлению.

Учет работы с фондом учебных изданий и книг серии «Школьная библиотека» ведется в соответствии с установленными формами государственной статистической отчетности для библиотек учреждений образования системы Министерства образования Республики Беларусь.

Распределение и перераспределение учебных изданий

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования) распределяет учебные издания между управлениями образования облисполкомов (комитетом по образованию Минского горисполкома).

Управления образования облисполкомов распределяют учебные издания между отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения в соответствии с определенными ими заказами с учетом фактических нужд; комитет по образованию Минского горисполкома – между управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске.

Отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов распределяют учебные издания между учреждениями образования района, учреждениями образования района в городах областного подчинения независимо от их ведомственной подчиненности; управления образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске – между учреждениями образования, которые находятся на территории района города независимо от их ведомственной подчиненности.

Национальный институт образования имеет право перераспределять учебные издания между управлениями образования облисполкомов (комитетом по образованию Мингорисполкома), которые в свою очередь могут перераспределять учебные издания между отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске.

Отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделы образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управления образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске имеют право перараспределять учебные издания между учреждениями образования, которые расположены на территории района (города), района в городе между учреждениями, находящимися в их подчиненности.

Отделам (управлениям) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделам образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управлениям образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске рекомендуется создавать на базе отдельных учреждений образования обменные фонды учебных изданий.

При изменении учредителем в учреждениях образования языка обучения и воспитания (с белорусского на русский или с русского на белорусский) управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома перераспределяют учебные издания, находящиеся в учреждениях образования, в рамках своего региона.

При создании или ликвидации учреждений образования управления образования облисполкомов и комитет по образованию Минского горисполкома, отделы (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделы образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения перераспределяют учебные издания, находящиеся в учреждениях образования, в пределах своего региона.

Выдача и возврат учебных изданий

Выдача учебных изданий учащимся учреждений образования осуществляется библиотечным работником с участием педагогических работников.

За полученные учебные издания педагогический работник расписывается в журнале выдачи учебных изданий библиотечного фонда учреждения общего среднего образования с указанием количества учебных изданий по каждому учебному предмету по форме согласно приложению 8 к Постановлению.

Персональный учет выдачи учебных изданий учащимся, а также и возврат ими учебных изданий осуществляется по формам согласно приложениям 9-11 к Постановлению.

Учебные издания для лиц с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования, получает педагогический работник, назначаемый приказом руководителя учреждения образования, из фондов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Учебные издания, полученные учащимися, подлежат возврату в библиотеку учреждения образования по окончании учебного года, по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, при переходе учащихся из одного учреждения образования в другое.

Учащимся учреждений образования, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания по формуляру читателя.

Списание учебных изданий

Списание учебных изданий в учреждениях образования осуществляется по согласованию с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отделом (управлением) образования, спорта и туризма администрации района в городе, на территории которого находится учреждение образования, на основании акта на исключение документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования согласно приложению 15 к Постановлению в следующих случаях:

  • окончания сроков использования учебных изданий;
  • передачи учебных изданий в иное учреждение образования;
  • ветхости учебных изданий до завершения сроков использования;
  • утери учебных изданий;
  • дефектности (издательский брак).

В акте указывается только одна из перечисленных причин.

Учебное пособие «Беларусь – наша Радзiма. Падарунак Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А.P. Лукашэнкi першакласнiку» списывается после передачи его в пользование учащимся учреждений образования.

Учебные пособия (прописи, рабочие тетради) остаются у обучающихся и списываются в учреждениях образования после окончания учебного года, в течение которого они использовались. Списание осуществляется в соответствии с количеством учащихся соответствующего класса с учетом прибывших (выбывших) учащихся.

Списание электронных учебных изданий (на материальном носителе) в учреждениях образования осуществляется по согласованию с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отделом образования, спорта и туризма администрации района в городе областного подчинения, управлением образования, спорта и туризма администрации района в г.Минске, на территории которого находится учреждение образования, на основании акта на списание в случаях:

  • повреждения материального носителя;
  • утери электронного учебного издания на материальном носителе.

Акт на исключение документов библиотечного фонда учреждений общего среднего образования составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем учреждения образования.

Один экземпляр акта остается в учреждении образования, второй сдается в бухгалтерию отдела (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, отдела образования, спорта и туризма администрации района в городе областного подчинения, управления образования, спорта и туризма администрации района в г.Минске.

Количество экземпляров учебных изданий, списанных по акту, фиксируется в книге суммарного учета и учетных карточках согласно приложениям 5, 6 к Постановлению.

В случае утери или порчи учебного издания учащийся обязан заменить его равнозначным видом учебного издания.

Решение комиссии по выявлению повреждений или утери документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования оформляется актом на выявление повреждений или утери документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования согласно приложению 14 к Постановлению.

Сведения о количестве учебных изданий, принятых взамен утерянных или испорченных, регистрируются в журнале регистрации документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования согласно приложению 12 к Постановлению.

Списание документов проводится на основании акта на исключение документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования согласно приложению 15 к Постановлению.

При утере, повреждении электронного носителя (диска) учащийся должен возместить электронный носитель (диск), а учреждение образования обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

Учебные издания, у которых закончился срок использования, могут передаваться в учебные кабинеты учреждений образования для организации образовательного процесса на факультативных занятиях, при проведении поддерживающих и стимулирующих занятий, для иных целей, при этом дополнительные финансовые документы на использование данных учебных изданий не составляются.

Организация работы по обеспечению учреждений образования учебными изданиями

За организацию работы по обеспечению учебными изданиями учреждений образования, их своевременное пополнение и обновление, создание условий для их сохранности и учета, точность заказа ответственность несет руководитель учреждения образования.

Учебные издания поступают в учреждения образования в соответствии с разнарядками, подготовленными отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, отделами образования, спорта и туризма администраций районов в городах областного подчинения, управлениями образования, спорта и туризма администраций районов в г.Минске, управлениями образования облисполкомов и комитетом по образованию Минского горисполкома.

В целях совершенствования системы работы по обеспечению учреждений образования учебными изданиями необходимо:

при проведении списания учебных изданий руководствоваться Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования, настоящим инструктивно-методическим письмом;

принять меры по обеспечению библиотек учреждений образования необходимыми помещениями (хранилищем) в соответствии со структурой библиотеки, современной компьютерной, копировально-множительной оргтехникой.

Обращаем внимание:

  • пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным (пункт 1 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
  • предусмотрены также льготы (пункт 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании) для отдельных категорий обучающихся учреждений общего среднего образования за пользование учебниками и учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты);
  • ежегодно Министерство образования Республики Беларусь устанавливает стоимость комплектов учебников и учебных пособий для лиц, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования.

Организация методической работы с библиотечными работниками

В 2017/2018 учебном году при планировании работы библиотеки следует учитывать мероприятия, предусмотренные Республиканским планом мероприятий по проведению в 2017 году Года науки, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2017 г. № 125  (размещен на главной странице сайта Министерства образования Республики Беларусь: edu.gov.by), календарем международных праздников, знаменательных и памятных дат, которые будут отмечаться в 2017/2018 учебном году, а также иными документами Министерства образования Республики Беларусь.

С целью формирования у учащихся уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь рекомендуем в библиотеках учреждений образования организовать тематические выставки, выставки-презентации «Государственная символика Республики Беларусь», «День государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь» и др.

В соответствии с Планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2017 год в октябре 2017 года для методистов региональных институтов развития образования, районных учебно-методических кабинетов, курирующих деятельность библиотечных работников, запланировано проведение республиканского семинара «Организация работы библиотек в условиях профильного обучения (из опыта работы библиотек учреждений общего среднего образования Гродненской области)».

В 2017 году празднуется 500-летие белорусского книгопечатания. В этой связи в библиотеках учреждений образования следует организовать проведение различных мероприятий, приуроченных к данному событию, а также запланировать тематические выствки, выставки-презентации и иные мероприятия.

Рекомендуем запланировать проведение областных и районных (городских) семинаров библиотечных работников учреждений образования по следующим темам:

  • интерактивные методики и мультимедийные проекты в организации работы с читателем;
  • роль библиотеки в повышении информационной грамотности учащихся.

На заседаниях районных (городских) методических объединений библиотечных работников учреждений образования рекомендуем обсудить следующие вопросы:

  • формирование и организация работы с библиотечным фондом учреждений образования в соответствии с новыми учетными формами;
  • информационно-рекламная деятельность библиотек учреждения образования как основа организации работы по приобщению учащихся к чтению.

Печать

Методческие рекомендации по использованию издания Изучаем Беларусь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников»

                         

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» содержит официальную статистическую информацию, представленную в трех разделах: «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах».

Приведенные в сборнике статистические данные целесообразно использовать при изучении учебных предметов «География Беларуси» (X класс), «История Беларуси» (XI класс), «Обществоведение» (ІХ–XI классы) на базовом и повышенном уровнях, при проведении факультативных занятий по учебным предметам, на учебных и факультативных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при организации воспитательной работы с учащимися.

Темы (разделы) учебных программ, при изучении которых можно использовать материалы статистического сборника, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Раздел сборника  Учебный предмет Класс Тема (раздел) учебной программы
Моя республика – мой дом География X «Географическое положение и исследования Беларуси»;«Природные условия и ресурсы Беларуси»;«Географические ландшафты. Экологические проблемы»; «Природное районирование Беларуси»;«Население»;«Области и город Минск»
Обществоведе-ние Х Раздел «Социальная сфера общества»:«Социальная структура общества»;«Социальная стратификация и мобильность»;«Семья в современном обществе»;«Демографические проблемы современности»;«Нации и национальные отношения»;«Молодежь в современном обществе»
Обществоведе-ние ХІ Раздел «Конституция Республики Беларусь»:«Основы конституционного строя Республики Беларусь»;«Органы государственной власти Республики Беларусь»;Раздел «Основные направления политики белорусского государства»:«Социальный портрет Беларуси»;Раздел «Беларусь в современном мире»:«Глобальные проблемы современности»
История Беларуси XI «Общественно-политическая жизнь во второй половине 1990 х гг. – начале XXI в.»;«Внешнеполитическая деятельность»;«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;«Наш край»
Я и общество География Х «География сферы услуг», «Области и город Минск»
История Беларуси ХІ «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;«Развитие образования, науки и культуры Республики Беларусь»;«Наш край»
Обществоведе-ние IX Тема «Культура человека и общества»: «Роль культуры в жизни общества»;«Диалог культур»
Обществоведе-ние X Раздел: «Духовная жизнь общества»:«Искусство»;«Образование»
Обществоведе-ние XI Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:«Инновационное развитие страны»;«Развитие культуры и укрепление здоровья нации»; «Приоритеты молодежной политики белорусского государства»
Экономика в цифрах    География Х «Общая характеристика хозяйства»;«География сферы производства»;«География сферы услуг»; «Беларусь в мировом сообществе»;«Области и город Минск»
История Беларуси ХІ «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;«Внешнеполитическая деятельность»
Обществоведе-ние X Раздел: «Экономическая жизнь общества»:«Роль экономики в жизни общества»;«Государство и экономика»;«Человек в системе экономических отношений»
Обществоведе-ние ХІ Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:«Социально-экономическое развитие»;«Основные цели и задачи развития регионов»;Раздел «Беларусь в современном мире»:«Система международных отношений»;«Горизонты информационного общества»

 

Материалы статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» будут полезны при реализации учебной программы факультативных занятий[1] «Земля Белорусская» для Х класса учреждений общего среднего образования.

Материалы раздела «Безопасность на дороге» рекомендуется использовать при проведении учебных и факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формы использования материалов статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» в процессе обучения учебным предметам могут быть различными:

1) привлечение учителем статистической информации для конкретизации изучаемых теоретических положений в процессе объяснения нового учебного материала;

2) организация практических работ учащихся со статистической информацией с целью формирования и совершенствования информационных компетенций и читательской грамотности: использовать различные источники информации для характеристики изучаемых объектов, извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграмм и таблиц;

3) самостоятельная работа учащихся при подготовке сообщений, рефератов по заданной теме, разработке проектов.

Учителя математики могут использовать данное издание при составлении практикоориентированных заданий по соответствующим темам учебной программы по учебному предмету.

Статистическое издание «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» целесообразно использовать при реализации практически всех направлений воспитательной работы с учащимися, определенных в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: идеологического, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, поликультурного, экономического, эстетического, экологического, семейного, гендерного, трудового и профессионального воспитания, воспитания культуры безопасности жизнедеятельности, культуры здорового образа жизни.

Материалы разделов «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах», а также краткого статистического словаря могут использоваться педагогами учреждений общего среднего образования при подготовке и проведении часов информирования, классных часов, тематических мероприятий (викторин, дебатов, конференций, интеллектуальных игр, конкурсов и т.п.); в работе ученических пресс-центров, объединений по интересам туристско-краеведческого, эколого-биологического, социально-педагогического, общественно-гуманитарного, естественно-математического профилей, а также при реализации следующих учебных программ факультативных занятий:

«Мое Отечество». Учебная программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования (авторы – В.В. Буткевич, О.В. Толкачева);

«Краязнаўства». Учебная программа факультативных занятий для VI–IХ классов учреждений общего среднего образования (автор – Н.К. Катович);

«Основы экологии и профессиональное будущее». Учебная программа факультативных занятий для IX–X классов учреждений общего среднего образования (автор – В.Н. Ковалева);

«Культура здорового образа жизни». Учебная программа факультативных занятий для IX (X) классов учреждений общего среднего образования (авторы – Н.К. Катович, В.Н. Ковалева);

«Туризм». Учебная программа факультативных занятий для VIII–XI классов учреждений общего среднего образования (автор – С.С. Митрахович).

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» размещен  на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь  (http://www.belstat.gov.by/ Официальная статистика / Публикации / Статистические издания / Сборники / / Изучаем Беларусь: статистика для школьников, 2014; 2014 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_589/, 2013 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_492/).

 

[1] Здесь и далее: Все указанные учебные программы факультативных занятий размещены на Национальном образовательном портале www.adu.by

Печать

Инструктивно-методическое письмо Об использовании современных информационных технологий в 2016-2017уч.г.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Об использовании современных информационных технологий
в учреждениях общего среднего образования
в 2016/2017 учебном году»

I.         Общие положения

Целью информатизации образования является повышение качества образования и эффективности управления системой образования с учетом современного уровня информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечения условий гармоничного развития личности вне зависимости от места проживания и обучения на основе формирования республиканской информационно-образовательной среды (РИОС), содержащей качественные образовательные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах.

Основные направления информатизации:

  • совершенствование национальных информационных образовательных ресурсов;
  • модернизация программно-аппаратной инфраструктуры учреждений образования;
  • совершенствование системы управления на основе эффективного использования ИКТ в рамках РИОС;
  • развитие системы электронных услуг в образовании.

В 2016/2017 учебном году необходимо сосредоточить внимание на реализации мероприятий по информатизации в образовании, определенных Государственными программами развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 №235) и Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016  №250). Определяющим при этом должно быть внедрение принципов и технологий, обеспечивающих комплексное решение управленческих задач и совершенствование образовательной деятельности на основе широкомасштабного использования электронных коммуникаций для информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

II.      Использование современных
информационно-коммуникационных технологий

1.1. Информационные образовательные ресурсы Республики Беларусь

Создание и использование информационных образовательных ресурсов Республики Беларусь направлено на информационное, научно- и учебно-методическое, консультационное обеспечение всех участников образовательного процесса. К ним относятся:

  • официальные интернет-сайты учреждений образования и органов управления образованием;
  • специализированные образовательные интернет-ресурсы;
  • национальный образовательный портал (http://adu.by).

В ближайшее время необходимо ориентироваться на решение задач по организации функционирования официальных интернет-сайтов всех учреждений общего среднего образования. При этом следует обратить внимание на:

  • необходимость выполнения Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010  №645, с учетом всех изменений и дополнений);
  • обеспечение актуальности, оперативности, достоверности и целостности размещаемой информации, структуризацию и распределение контента по тематическим рубрикам;
  • недопустимость наличия более одного официального сайта с различными доменными именами и размещаемой информацией;
  • недопустимость создания официальных сайтов и других интернет-ресурсов при помощи зарубежных условно-бесплатных инструментов, размещения на них рекламы и информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательством Республики Беларусь.

Требования и рекомендации к официальным сайтам учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования на 2016/2017 учебный год размещены на сайте www.giac.unibel.by в разделе «Информатизация образования».

Важное значение приобретает организация использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Использование ЭОР способствует повышению мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников.

Решение о внедрении в практику работы учреждения образования ЭОР принимает руководитель учреждения с учетом имеющейся материально-технической базы и готовности педагогического коллектива к преподаванию учебных предметов с использованием ИКТ.

Коллекция ЭОР, предназначенных для практического использования в образовательном процессе, размещена на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение». ЭОР разработаны Национальным институтом образования в соответствии с содержанием учебных программ по учебным предметам и включают более 200 учебных курсов. Каждый ЭОР по учебному предмету содержит три основных модуля:

  • справочно-информационный, призванный значительно расширить информационную базу учебных мероприятий (уроков, факультативных занятий, семинаров, конференций);
  • контрольно-диагностический, содержащий учебный материал по тематическому и итоговому контролю учащихся;
  • интерактивный, предназначенный для отработки прикладных умений и навыков учащихся по учебным предметам.

Кроме этого, национальный образовательный портал содержит предназначенные для скачивания версии электронных средств обучения (ЭСО), разработанных в рамках мероприятий программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы» (adu.by/ru/uchitelyu/sovremennye-sredstva-obucheniya-i-ikt-v-obrazovanii.html).

Немаловажным является процесс создания единого хранилища ЭОР для общего среднего образования, обеспечивающего быстрый, тематически ориентированный поиск разнообразных образовательных ресурсов. Предложения по организации такого хранилища следует направлять в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в срок до 1 ноября 2016 года (включительно).

Допускается в образовательных целях использовать информационные инструменты и ресурсы, предлагаемые ведущими мировыми разработчиками программного обеспечения на бесплатной основе, с учетом требований Закона Республики Беларуси от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

Перечень основных интернет-ресурсов системы образования приведен в приложении 1.

1.2. Проект «Электронная школа»

Создание информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе (проект «Электронная школа» (далее – ЭШ)), является одним из мероприятий подпрограммы 3 «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 234.

Реализация данного проекта направлена на:

  • расширение и модернизацию цифровых сетей образовательных учреждений за счет объединения всех аппаратных мощностей в РИОС;
  • унификацию информационного и документационного обеспечения образовательного процесса;
  • использование лицензионного программного обеспечения в учреждениях образования;
  • организацию в электронной форме учета и анализа успеваемости и посещаемости на основе сервиса «Электронный дневник/электронный журнал» (ЭД/ЭЖ);
  • организацию интернет-доступа к ЭОР, разработанным по заказу Министерства образования Республики Беларусь.

В 2016 году будет организовано пилотное внедрение элементов проекта ЭШ в 10% учреждений общего среднего образования. К учреждениям-участникам пилотного внедрения предъявляются следующие требования:

  • наличие широкополосного доступа в сеть Интернет;
  • обеспеченность компьютерной техникой не ниже одного компьютера на 20 учащихся.

На местном уровне в учреждениях, участвующих в пилотном внедрении, необходимо организовать:

  • внедрение сервиса ЭД/ЭЖ;
  • подготовку администрации, учителей и учащихся к регистрации мобильных компьютеров для использования сетей беспроводного широкополосного доступа спецификации Wi-Fi;
  • вовлечение личных мобильных компьютеров педагогических работников и администрации для работы с сервисом ЭД/ЭЖ (по согласованию);
  • установку лицензионного программного обеспечения в рамках пакетов лицензирования программных продуктов, специально разработанных для системы образования Республики Беларусь.

1.3. Сервис «Электронный дневник/электронный журнал»

К внедрению сервиса ЭД/ЭЖ в учреждениях общего среднего образования допускаются системы (программы), соответствующие требованиям, изложенным в приложении 2. Примерный порядок внедрения сервиса ЭД/ЭЖ представлен в приложении 2.

Для оптимизации работы с сервисом ЭД/ЭЖ рекомендуется осуществлять выбор единой системы, обеспечивающей сервис, для всех учреждений на региональном уровне. Решение о выборе конкретной системы, обеспечивающей сервис ЭД/ЭЖ для учреждений региона, принимается отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома по согласованию с учреждением «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

III.   Конфигурация компьютерного оборудования

Министерством образования Республики Беларусь в целях систематизации процесса развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов разработаны рекомендации по конфигурации программно-аппаратного комплекса, компьютерного класса, локально-вычислительной сети, проекционного и периферийного оборудования на 2016/2017 учебный год. Подробная информация представлена на сайте www.giac.unibel.by в разделе «Информатизация образования».

Необходимо уделить внимание включению предустановленного лицензионного системного и прикладного программного обеспечения в состав закупок компьютерной техники для использования в образовательном процессе.

IV.   Гигиенические требования
к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59).

При организации занятий (учебных и факультативных) с использованием видеодисплейных терминалов (далее – ВДТ), электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и персональных электронно-вычислительных машин (далее – ПЭВМ) в учреждениях общего среднего, специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должны соблюдаться следующие требования:

  • количество занятий (учебных и факультативных) с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ (включая портативные) в течение учебного дня должно составлять: для обучающихся I–IV классов – не более одного занятия; для обучающихся V–IX классов – не более двух занятий; для обучающихся X–XI классов – не более трех занятий;
  • продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ (за исключением портативных), не должна превышать: для обучающихся I класса – 10 минут; для обучающихся II–IV классов – 15 минут; для обучающихся V–VII классов – 20 минут; для обучающихся VIII–IX классов – 25 минут; для обучающихся X–XI классов – 30 минут на первом занятии в расписании занятий и по 20 минут на двух последующих занятиях;
  • продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на ВДТ (планшеты, электронные книги и др.), экране портативного ПЭВМ, не должна превышать: для обучающихся I класса – 7 минут; для обучающихся II–IV классов – 10 минут; для обучающихся V–VII классов – 15 минут; для обучающихся VIII–XI классов – 20 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, включая портативные, необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий по предупреждению развития умственного, эмоционального и зрительного переутомления:

  • чередовать теоретическую и практическую работу на протяжении занятия;
  • соблюдать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого занятия;
  • устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
  • централизованно отключать видеомониторы с целью обеспечения нормируемого времени;
  • выполнять упражнения для глаз, физкультурные минутки (в течение 1–2 минут), физкультурные паузы (в течение 3–4 минут); при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз выполняются индивидуально, самостоятельно.

V.      Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников разработки и использования ИКТ и ЭОР в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2016/2017 учебном году ХII республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на портале Министерства образования Республики Беларусь (www.edu.gov.by), сайте учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (www.giac.unibel.by), национальном образовательном портале (http://adu.by).

Работы, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе конкурса, включаются в республиканский банк электронных образовательных ресурсов.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует управлениям образования областных исполкомов и комитету по образованию Минского горисполкома своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при подготовке к конкурсу.

Приложение 1
Интернет-ресурсы системы образования

Наименование организации,
учреждения или интернет-ресурса
URL адрес
Министерство образованияРеспублики Беларусь http://www.edu.gov.by/
Сайт управления специального образования Министерства образования
Республики Беларусь
http://asabliva.by/
Национальный образовательный портал,Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь
http://www.adu.by/
Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» http://giac.unibel.by/
ГУО «Академия последипломного образования» http://academy.edu.by/
УО «Республиканский институт контроля знаний» http://www.rikc.by/
Республиканский портал «Профессиональное образование»,УО «Республиканский институт профессионального образования» http://ripo.unibel.by/
ГУО «Минский городской институт развития образования» http://mgiro.minsk.edu.by/
Минский городской методический портал http://mp.minsk.edu.by/
ГУО «Брестский областной институт развития образования» http://boiro.brest-region.edu.by/
ГУО «Витебский областной институт развития образования» http://voiro.vitebsk-region.edu.by/
ГУО «Гомельский областной институт развития образования» http://iro.gomel.by/
ГУО «Гродненский областной институт развития образования» http://groiro.by/
ГУО «Минский областной институт развития образования» http://www.moiro.by/
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» http://www.mogileviro.by/
Клуб «Хрустальный журавль» http://www.crane.unibel.by/
Научно-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» http://www.npb.unibel.by/
Сайт методической поддержки профессионального образования http://profedu.unibel.by/

 

Приложение 2

Требования, предъявляемые к «облачным» сервисам
«Электронный дневник/Электронный журнал»,
и рекомендации по внедрению в 2016/2017 учебном году

1.       Общие требования

К внедрению в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году допускаются сервисы ЭД/ЭЖ, отвечающие следующим требованиям:

  • имеющие положительный опыт использования учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;
  • обладающие централизованной базой данных успеваемости для всех подключенных учреждений общего среднего образования, которая физически располагается на территории Республики Беларусь в одном из государственных центров обработки данных;
  • предоставляющие сводную статистическую отчетность об успеваемости согласно требованиям Министерства образования Республики Беларусь;
  • работающие на любых современных (не старше 10 лет) компьютерах (персональных компьютерах, моноблоках, ноутбуках и т.п.), планшетах и смартфонах (далее – компьютерных устройствах), подключенных к сети Интернет по любой технологии, и не требующие установки специальных программ или использования особых аппаратных средств, за исключением стандартно поставляемых с операционными системами и компьютерными устройствами;
  • бесплатно предоставляющие услуги сервиса ЭД/ЭЖ для учреждений общего среднего образования, включая бесплатные услуги для учащихся и их законных представителей, аналогичные функциям бумажных дневников и журналов;
  • обеспечивающие возможность интегрирования с официальными сайтами учреждений общего среднего образования, системами компьютерной связи между участниками образовательного процесса, другими компьютерными информационными системами, функционирующими в системе образования, соответствующие принципам открытых информационных систем, позволяющих решать задачи интеграции готовых приложений с программными продуктами сторонних производителей, и поддерживающие совместимость программных продуктов в части используемых технических средств, системного программного обеспечения;
  • обеспечивающие безопасность, конфиденциальность, целостность, подлинность, доступность и сохранность информации, хранимой в одном из государственных центров обработки данных, согласно требованиям законодательства Республики Беларусь;
  • удовлетворяющие требованиям законодательства Республики Беларусь к ограничению по распространению и предоставлению персональных данных учителей, учащихся и их законных представителей, а также информации об успеваемости учащихся;
  • обеспечивающие верификацию личности всех зарегистрированных пользователей сервиса сотрудниками учреждения общего среднего образования или сотрудниками предприятия-владельца сервиса;
  • имеющие в своем составе общедоступные средства демонстрации работы сервиса и средства обучения его пользованием для педагогов, учащихся и их законных представителей, не требующие при работе с ними дополнительной регистрации пользователей;
  • функционирующие на русском и/или белорусском языке и предоставляющие эксплуатационную, справочную и методическую документацию для всех групп пользователей на русском и/или белорусском языке;
  • обладающие встроенными процедурами контроля, сводящими к минимуму возможные ошибки всех групп пользователей;
  • отображающие информацию об итоговом оценивании для учащихся и их законных представителей в режиме реального времени;
  • не размещающие рекламу для учащихся и на страницах (окнах), содержащих документы образовательного процесса.

2.       Требования к надежности

2.1. Требования к обеспечению целостности данных:

  • наличие средств проверки целостности данных;
  • контроль целостности данных должен происходить в процессе выполнения операций на уровне системы управления базами данных (СУБД).

2.2. Требования к резервному копированию данных:

  • наличие встроенных средств резервного копирования данных;
  • возможность проведения резервного копирования данных без остановки обычной работы пользователей в системе;
  • наличие средств планирования процедур резервного копирования;
  • наличие средств восстановления системы, обеспечивающей работу сервиса ЭД/ЭЖ, с использованием резервных копий после сбоев, в том числе инструментов анализа сбоев.

2.3. Требования к процессу обновления системы:

  • возможность установки обновлений без остановки работы сервиса;
  • наличие средств сохранения настроек и доработок сервиса ЭД/ЭЖ при обновлении.

3.       Требования к информационной безопасности

3.1. Подсистема обеспечения целостности:

  • обеспечение своевременного выявления нарушений целостности критичных файлов и их оперативное восстановление.

3.2. Доступ пользователей к системе:

  • обязательная идентификация пользователей;
  • подтверждение идентификации пользователя личным паролем;
  • контроль прав доступа ко всем объектам системы, включая модули, экранные формы, элементы меню, элементы экранных форм;
  • контроль прав доступа как на уровне пользователей, так и на уровне групп пользователей;
  • поддержка ролевой модели прав пользователей;
  • хранение и передача паролей в зашифрованном формате;
  • возможность самостоятельной смены пароля пользователем;
  • отсутствие возможности прочтения администратором (или другим привилегированным пользователем) пароля пользователя;
  • возможность ограничения количества разрешенных открытых сессий для пользователя;
  • возможность наложения ограничений на использование паролей, в частности контроль формата, длины, срока действия, количества неудачных попыток ввода;
  • обеспечение защиты журналов событий от несанкционированной модификации;
  • использование SSL-сертификата при установке безопасного соединения между клиентом и сервером.

3.3. Аудит действий пользователей:

  • наличие журналов событий;
  • хранение информации о действиях пользователей в журнале событий;
  • хранение информации об изменении пользователями объектов системы, обеспечивающей работу сервиса, включая информацию об объекте до и после изменения;
  • возможность настройки списка журналируемых объектов;
  • возможность построения отчетов по журналу событий;
  • возможность настройки механизмов анализа и оповещения о действиях пользователей, подлежащих контролю с точки зрения информационной безопасности;
  • возможность настройки интервала бездействия для автоматического блокирования открытой сессии;
  • возможность автоматического архивирования журналов событий.

4.       Требования к эргономике и технической эстетике

4.1. Требования к интерфейсу:

  • сервис должен предоставлять удобный и интуитивно понятный интерфейс для пользователя, который хорошо знает свою предметную область и не является специалистом в области информационных технологий;
  • сервис должен предоставлять возможности настройки интерфейсов под пользователя;
  • сервис должен иметь интерфейс на русском и/или белорусском языке, исключения могут составлять только системные сообщения, не подлежащие переводу;
  • интерфейс сервиса должен предоставлять возможность быстрой навигации по экранам и полям без помощи манипулятора мышь («горячие» клавиши, табуляция), а также иметь возможность использования на экранах с функцией распознавания касаний.

4.2. Требования к системе помощи:

  • должна присутствовать встроенная система помощи на русском и/или белорусском языке;
  • в системе помощи должен присутствовать контекстный поиск.

5.       Требования к средствам разработки программного обеспечения

5.1. Требования к программному обеспечению:

  • в процессе разработки, внедрения и сопровождения предприятие-владелец сервиса использует лицензионное и/или открытое программное обеспечение.

5.2. Требования к генератору отчетов:

  • должен присутствовать генератор отчетов, рассчитанный на использование широким кругом пользователей;
  • должна быть предусмотрена возможность выгрузки отчетов в форматах Microsoft Office (XLS, DOC и т.п.), HTML, PDF;
  • должна быть предусмотрена возможность ограничения доступа пользователей к формированию отчетов и созданию новых шаблонов отчетов;
  • должна быть предусмотрена возможность формирования отчетов с графической информацией (графики, диаграммы, картограммы).

6.       Требования к документации

Сервис должен поставляться с документацией на русском и/или белорусском языке в следующем составе:

  • общее описание системы и подсистем, обеспечивающих работу сервиса;
  • руководство пользователя;
  • руководство администратора;
  • рабочие инструкции, содержащие методики выполнения типовых прикладных задач, решаемых с помощью сервиса.

7.       Требования к подготовке персонала для работы с сервисом

Должно быть обеспечено наличие в документации к программному обеспечению условий поддержки пользователей, номеров контактных телефонов, адресов сервисных центров и сайтов производителей сервиса.

Вся функциональность сервиса должна быть реализована путем поставки и настройки коммерчески доступных, серийно производимых и обеспеченных технической поддержкой программных продуктов.

В целях обеспечения овладения пользователями и эксплуатационным персоналом навыками работы с программным комплексом перед вводом системы в эксплуатацию должно быть проведено их обучение в соответствии с выполняемыми функциями.

Должна быть обеспечена специальная подготовка обслуживающего персонала по работе со средствами программного комплекса на базе учреждения общего среднего образования, отдела (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома либо удаленно посредством видеоконференцсвязи (решение о месте и способе проведения подготовки принимается местным органом управления по предварительному согласованию с предприятием-владельцем сервиса). Специальная подготовка должна включать в себя получение навыков работы с предлагаемым программным обеспечением в объеме, необходимом для поддержания его работоспособности, настройки и адаптации под изменяющиеся условия и задачи функционирования. Минимальное количество персонала, обязательного для прохождения подготовки (от каждого учреждения, где проводится внедрение):

  • ответственный за информатизацию и/или лицо, выполняющее эти обязанности, – 2 человека.

8.       Требования к предприятию-владельцу сервиса

Предприятие-владелец сервиса – учреждение, резидент Республики Беларусь, имеющее практический опыт успешной реализации аналогичных проектов и разработок в данной области, производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для предоставления сервиса.

В штате предприятия-владельца должны быть как минимум:

  • администратор системы;
  • не менее трех разработчиков;
  • менеджер проекта;
  • специалисты, обеспечивающие работу системы технической поддержки сервиса (call-центра и online-консультации).

9.       Порядок внедрения

Решение о внедрении сервиса ЭД/ЭЖ в учреждении общего среднего образования принимает его руководитель с учетом:

  • существующей материально-технической базы;
  • готовности педагогического коллектива учреждения к работе с современными ИКТ;
  • решения отдела (управления) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома о выборе конкретной системы, обеспечивающей сервис ЭД/ЭЖ для учреждений образования региона.

Внедрение сервиса ЭД/ЭЖ в учреждении общего среднего образования проходит в три этапа:

  1. Подготовка к внедрению.
  2. Опытная эксплуатация.
  3. Постоянная эксплуатация.

9.1. Подготовка к внедрению

На этапе подготовки к внедрению руководитель учреждения общего среднего образования:

  • подключает учреждение к сервису ЭД/ЭЖ с помощью служб предприятия-владельца сервиса;
  • получает от служб предприятия-владельца сервиса необходимые для контроля над сервисом средства идентификации и доступа;
  • назначает ответственных исполнителей из числа администрации и педагогического коллектива;
  • организует внесение данных, необходимых для работы сервиса ЭД/ЭЖ, и регистрацию на сайте предприятия-владельца сервиса пользователей – сотрудников учреждения;
  • информирует учащихся и их законных представителей о решении подключить учреждение к сервису ЭД/ЭЖ.

9.2. Опытная эксплуатация

После окончания этапа подготовки к внедрению начинается опытная эксплуатация сервиса ЭД/ЭЖ.

В процессе опытной эксплуатации учреждение общего среднего образования заключает договор с предприятием-владельцем сервиса ЭД/ЭЖ для определения взаимных обязанностей в процессе оказания информационных и образовательных услуг. Форма договора должна быть согласована с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома.

Обучение педагогов работе с ЭД/ЭЖ проводится на базе региональных институтов развития образования, при помощи других образовательных курсов или самостоятельно с использованием электронных средств обучения самого сервиса.

Ответственные исполнители из числа администрации учреждения общего среднего образования и педагоги-пользователи используют сервис ЭД/ЭЖ в образовательном процессе, содействуют регистрации на сайте предприятия-владельца сервиса учащихся-пользователей и их законных представителей.

Регистрация в системе, обеспечивающей работу сервиса ЭД/ЭЖ, законных представителей учащихся осуществляется службами сервиса ЭД/ЭЖ после подтверждения представителями их прав на получение информации об успеваемости учащегося от классных руководителей или администрации учреждения общего среднего образования.

Законный представитель учащегося пишет заявление на имя директора учреждения общего среднего образования о согласии с правилами ведения дневника учащегося в электронной форме и передачей информации о его успеваемости при помощи сети Интернет.

Форма заявления для законного представителя учащегося предоставляется предприятием-владельцем сервиса ЭД/ЭЖ по согласованию с отделом (управлением) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома.

В процессе эксплуатации ЭД/ЭЖ, в том числе опытной, в учреждении общего среднего образования не допускаются:

  • внесение информации об образовательном процессе лицами, не являющимися сотрудниками или педагогами учреждения;
  • передача средств идентификации и/или доступа к сервису посторонним лицам или учащимся;
  • предоставление доступа третьим лицам к персональной информации учащихся, их законных представителей и других пользователей сервиса;
  • использование ссылок на ресурсы и электронные файлы или документы, нарушающие авторские права третьих лиц или законодательство Республики Беларусь;
  • использование предоставленных прав доступа к сервису для вмешательства в его работу, создание препятствий в работе сервиса или других пользователей;
  • другие действия, противоречащие действующему законодательству Республики Беларусь.

По итогам опытной эксплуатации ЭД/ЭЖ составляется акт приемки-передачи, позволяющий в случае положительного заключения перейти к постоянной эксплуатации.

9.3. Постоянная эксплуатация

Учреждение общего среднего образования переходит к рабочей постоянной эксплуатации при наличии акта приемки-передачи сервиса в эксплуатацию и после выполнения в течение не менее одной учебной четверти следующих условий:

  • полное достоверное и своевременное внесение отметок в электронные журналы по всем предметам для классов хотя бы одной параллели (подтверждение качества ведения ЭД/ЭЖ предоставляет предприятие-владелец электронного сервиса);
  • использование сервиса ЭД/ЭЖ большинством педагогов в классах, где был внедрен ЭД/ЭЖ;
  • использование сервиса ЭД/ЭЖ большинством учащихся в классах, где был внедрен ЭД/ЭЖ;
  • наличие зарегистрированных законных представителей учащихся в классах, где внедрен ЭД/ЭЖ;
  • отсутствие обоснованных жалоб, связанных с внедрением ЭД/ЭЖ, со стороны педагогов, учащихся учреждения общего среднего образования и их законных представителей.

Переход к постоянной эксплуатации сервиса ЭД/ЭЖ без заключения договора установленной формы между учреждением общего среднего образования и предприятием-владельцем сервиса не допускается.

После перехода к постоянной эксплуатации ЭД/ЭЖ учреждение общего среднего образования получает право:

  1. Отказаться от ведения дневника учащегося в бумажной форме в тех классах, где он внедрен.

Отказ от ведения дневника учащегося в бумажной форме допускается только по заявительному принципу.

Заявление о согласии с отказом от бумажного дневника законные представители учащегося пишут на имя руководителя учреждения общего среднего образования.

Заявления об отказе от ведения дневника учащегося в бумажной форме руководитель учреждения общего среднего образования подает в отдел (управление) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома с приложением документа, подтверждающего качество ведения ЭД/ЭЖ от предприятия-владельца сервиса, и информации о классах, где планируется отказаться от бумажных дневников, а также о доле законных представителей учащихся, заявивших о согласии с отказом от бумажных дневников.

  1. Осуществлять автоматизированную передачу сводной отчетности об успеваемости учреждения общего среднего образования по формам отчетности, установленным соответствующими отделами (управлениями) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома (в случае полного перехода на ведение ЭД/ЭЖ во всех классах учреждения образования).
  2. Использовать возможности ЭД/ЭЖ в образовательном процессе при условии выполнения условий договора с предприятием-владельцем сервиса.

Для законных представителей, которые заявили о невозможности или нежелании использовать доступ к выбранному сервису ЭД/ЭЖ, допускается одновременное использование в учреждении общего среднего образования дневников и журналов в электронной и бумажной формах.

10.  Требования к технической поддержке и сопровождению

Сервис ЭД/ЭЖ не должен предъявлять дополнительных требований к техническому обслуживанию.

Техническая поддержка должна осуществляться круглосуточно и ежедневно (за исключением летних каникул и времени проведения регламентных работ) и включать в себя:

  • выделение горячей линии, бесплатные консультации;
  • обеспечение пользователей сервисов обучающими материалами по работе с внедряемым программным продуктом;
  • устранение проблем, возникающих в работе сервиса по вине исполнителя;
  • доработка под нужды клиента, в том числе расширение функционала.

Регламент обслуживания сервиса ЭД/ЭЖ определяется дополнительными документами.

Методическое сопровождение сервиса ЭД/ЭЖ осуществляется методическими службами внутри учреждения общего среднего образования, районными (городскими) методическими формированиями и районными (городскими) учебно-методическими кабинетами с привлечением, при необходимости, специалистов предприятия-владельца сервиса.

Методическое сопровождение включает:

  • индивидуальное оперативное консультирование ответственного персонала от учреждений общего среднего образования при возникновении трудностей в работе с сервисом;
  • систематическое запланированное групповое консультирование, проведение выставок, лекций и семинаров совместно с разработчиками, производителями и образовательными структурами;
  • индивидуальное планирование профессионального развития в сфере информатизации персонала учреждений общего среднего образования;
  • помощь учителям в формировании индивидуальных предложений по информатизации курсов, модулей, проектов, которые они ведут или планируют вести в учреждениях общего среднего образования, в том числе – в создании поурочного календарно-тематического планирования своего курса с поддержкой ИКТ;

помощь руководителям учреждений образования, координаторам ИКТ в разработке программы информатизации для учреждений общего среднего образования.

Печать